Mary Xmas (maryxmas) wrote in feminism_ua,
Mary Xmas
maryxmas
feminism_ua

  • Music:

будем репостить. из архивов су.феминизма

женщины, дравшиеся на мечах: жаль, ссылки не сохранилось.

Они предпочитали честный бой сплетням и кривотолкам / They preferred honest
combat to idle gossips (Клуб женских единоборств / Female Single Combat Club)

Четверг, 16 августа 2001

Они предпочитали честный бой сплетням и кривотолкам
Воительницы в юбках


Итак, первые десятилетия Средневековья. а смену эллинской
культурной традиции приходит новая - варварская. Страницы
ирландского эпоса изобилуют описаниями масштабных битв и не менее
впечатляющих поединков. Здесь - женщинам не место. Герои саг
сражались с особой, варварской, яростью, легко отрубая друг другу
головы и конечности. И над всем этим величественно возвышается образ
супербойца, кельтского национального героя Кухулина. Вот перед кем
ничто не могло устоять! А кто же научил его боевому искусству?
Женщина! Воительница Айфе, которая заодно родила Кухулину сына.
Впрочем, это пока еще легенды. И хотя нет дыма без огня, обратимся к
реальным фактам.
Викинги, как, впрочем, и другие народы Средневековья, не вдавались в
тонкости судопроизводства. Если в тяжбе стороны не могли прийти к
соглашению - истец валил все грехи на ответчика, а тот отрицал свою
вину, в силу вступал хольмганг - прогулка по острову. Иначе говоря,
спорщики отправлялись на небольшой островок, как правило, специально
для того предназначенный, и вступали в честный поединок с равным
оружием. Кто побеждал, тот и оказывался прав. Такая система
великолепно работала несколько веков подряд во всей Европе, избавляя
простой народ от крючкотворства юристов. Так вот, у викингов нередки
были случаи, когда на хольмганг выходила женщина. о нелегко было
искательнице правды победить, пусть и неправого, берсерка.
Приходилось как-то уравнивать шансы. И законодатели викингов нашли
выход. Бойца-мужчину попросту опускали в узкую яму, по самый пояс,
так, что тот не мог сдвинуться с места, а заодно и терял в росте.
Женщина при этом имела необходимую свободу маневра. Был еще и второй
способ. Викингу крепко привязывали левую руку за спину. Для
фехтовальщика, к примеру, XIX века это вовсе не было бы помехой, но
в то время, когда подавляющее большинство ударов отбивали не
оружием, а щитом, такое ограничение было весьма существенно. Боец,
хотя и сохранял свободу маневра, но ощутимо проигрывал в обороне.
А как обстояли дела на Руси? Оказывается, здесь также были свои
"амазонки", предпочитавшие честный бой сплетням и кривотолкам. В
статьях Псковской судной грамоты (XIII век) тоже делали попытки
уравнять шансы разнополых противников. Правда, делали это не так
оригинально, как у северных соседей. Женщине здесь разрешалось лишь
выставить за себя бойца-наймита, избежав, таким образом, более чем
сомнительного исхода боя с представителем сильного пола. Заметьте,
разрешалось, а не требовалось. Да и то только в боях с мужчинами,
вот с женщиной спорщица должна была биться самостоятельно, без
подставных лиц. Бывало и такое! Так что можно без особого
преувеличения сказать, что популярные ныне "женские бои в грязи" -
это лишь жалкий отголосок древней кровавой традиции. Ведь тогда
бились настоящим оружием и "до результата".

Итак, язычницы, христианки. А мусульманки? Трепетный образ Гюльчатай
уступит здесь место свирепым воительницам, стоит лишь почитать
"Книгу завоевания стран" Белазури (умер в 892 году): "В битве при
Рмуке принимали также участие женщины-мусульманки, сражаясь с
ожесточением. Хинд, дочь Утбы, мать Муавии-ибн-Абу-Суфьяна,
восклицала: "Колите этих неверных мечами под мышки!". Вы скажете,
что все это лишь гримасы мрачного Средневековья, последние отголоски
варварства. о нет, амазонки оказались куда живучее, чем могли
предположить древние греки!
В середине XVII века две француженки, Бопрэ и Арли, дрались на
коротких шпагах. Обе до дуэли были необычайно красивы, что и
оказалось причиной столкновения. Во время боя дуэлянтки наносили
удары исключительно в лицо. Каждая старалась изувечить соперницу. И
обе преуспели в этом. Возможно, на подвиги их вдохновил пример
соотечественницы, театральной актрисы Мопен. Ее приключения
начались, как и полагается, за кулисами родного театра. Коллега по
работе, актер Дюмени, был слишком настойчив в своих ухаживаниях за
девушкой (или ей это просто показалось). Оберегая свое доброе имя,
Мопен вызвала наглеца на дуэль. о тот, как и всякий нормальный
мужчина, встретил это предложение смехом. е утруждая себя
соблюдением тонкостей дуэльного кодекса, актриса выхватила шпагу у
проходившего мимо бутафора и жестоко избила обидчика, отобрав у него
в знак победы часы и табакерку. у откуда бедняга Дюмени мог знать,
что девушка была в весьма близких отношениях с учителем фехтования!
Позже она так увлечется этим искусством, что выйдет за этого учителя
замуж.
Вскоре актрисе представился случай еще раз проявить свои
способности. Дело происходило на балу в Пале-Рояль. Одетая в мужской
костюм, который был ей необычайно к лицу, фехтовальщица весь вечер
ухаживала за самой красивой девушкой бала. аконец несколько молодых
людей предложили соблазнительнице оставить эту юную особу в покое.
Видимо, предложение было высказано в достаточно грубой форме,
поскольку Мопен тут же потребовала извинений, в которых ей было
отказано. В конфликт вмешались дамы в почтенном возрасте и
предложили вывести зарвавшуюся актрису. Двое молодых дворян
поспешили исполнить поручение. Когда разгневанную девушку вытолкнули
в сад, она выхватила шпагу у одного из провожатых и приказала
другому защищаться. Вот тут мужчины допустили роковую ошибку. Вместо
того чтобы вдвоем попытаться обезоружить противницу, они решили
посмеяться над ней, ведь оба были неплохими фехтовальщиками. Первый
со смехом встал в боевую позицию и... через несколько секунд упал
смертельно раненный! Второй дрался уже всерьез, но и его постигла
печальная участь товарища. Мадемуазель Мопен отбросила окровавленную
шпагу и вернулась на бал! Людовик XIII, вообще жестко относившийся к
дуэлянтам, простил эту очаровательную женщину!

В 1701 году, в Турине, графиня Рокка дралась на шпагах с
маркграфиней Белльгард. Дело происходило в закрытой комнате и без
секундантов, поэтому мы не знаем подробностей поединка. о известно,
что обе получили ранения - бой был яростный. Вообще, в женских боях
многое решало эмоциональное состояние участниц. Показательна в этом
смысле дуэль, произошедшая в 1833 году в Лондоне. Тогда некая Роза
Кросби заколола насмерть соперницу, которая имела несчастье увести у
нее мужа. Кросби сражалась впервые, а ее противница очень неплохо
владела шпагой. о победительницу окрылял праведный гнев, перед
которым не устояло мастерство. Интереснейшая дуэль с переодеванием
произошла во второй половине XVIII века. В доме красавицы-вдовы
графини Сан-Бельмонт самовольно поселился некий французский офицер.
Полученную от вдовы записку с просьбой очистить помещение молодой
человек проигнорировал. Тогда графиня послала картель - официальный
письменный вызов на дуэль, подписавшись: "Шевалье де Сан-Бельмонт".
Офицер явился на место дуэли и встретил там незнакомого молодого
человека. Стоит ли говорить, что это была переодетая и тщательно
загримированная графиня. Через несколько минут боя она обезоружила
противника и отбросила клинок ногой. "Вы думаете, мсье, что дрались
с шевалье, - сказала она, - ошибаетесь - я мадам де Сан-Бельмонт.
Убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским
просьбам".
В конце XIX века в Англии состоялась еще одна женская дуэль. В
разговоре гостья сказала хозяйке дома: "А ведь когда-то вы были
очень красивой женщиной". Хозяйка пришла в негодование оттого, что
обидчица использовала английскую форму давно прошедшего времени. Бой
произошел в Гайд-парке. Обидчица получила ощутимый укол в сгиб руки.
По словам хроникера, "обе дамы удалились с поля боя с большим
достоинством".
Впрочем, девушки не только убивали, они еще и выступали,
демонстрируя всем свое мастерство. екоторые из них гастролировали
по всей Европе. Одним из постоянных мест для таких выступлений был
Санкт-Петербург. И недаром! Здесь тоже встречались амазонки. Так
первый в России профессор фехтования Иван Ефимович Севербрик обучал
своему грозному искусству дам и девиц в шести почтенных семействах
Петербурга. Анонимный "старожил и любитель фехтования" в газете
"Северная пчела" № 15 1856 года рассказывает, как в 1827 году в
Петербург приехала итальянская фехтмейстерша госпожа Боголини. Она
постоянно навещала школу Севербрика, где фехтовала с лучшими бойцами
города и с самим маэстро.

Кто же из амазонок впервые за тысячелетия отказался от кровопролития
и склонился к демонстрационному искусству? "Северная пчела" дает
ответ и на этот вопрос: "Госпожа д'Эон и девица Пучи - первые по
всем европейским государствам исполняли публичные фехтовальные ассо,
а последняя и в Петербурге фехтовала в театре с искусными
мастерами". Вообще-то, демонстрация мастерства - чисто мужское
искусство: вспомнить хотя бы рыцарские турниры и выступления
бродячих фехтовальщиков-кампионов. И откуда такая мужская модель
поведения у этих двух дам? у, девица Пучи, понятное дело, попала
под влияние своей старшей подруги и коллеги д'Эон. А вот сама д'Эон?
И вот здесь начинается самое интересное. Посмертное медицинское
освидетельствование показало, что госпожа д'Эон де Бомон была...
мужчиной! Да-да, даже не гермафродитом, а самым настоящим,
нормальным мужчиной. Драгунский капитан, агент французской разведки,
шевалье д'Эон жил и работал в двух образах. Причем эти
перевоплощения были настолько убедительны, что споры по вопросу его
половой принадлежности так и не утихали до самой смерти разведчика.
Люди, близко его знавшие, заключали пари на огромные суммы, ручаясь,
что он мужчина. Или женщина - тут уж трудно утверждать однозначно. В
России этот д'Эон был несколько раз, причем один раз под своим
настоящим именем - д'Эон де Бомон - и в женском костюме. Эта поездка
была наиболее удачной. Он так втерся в круг приближенных Елизаветы
Петровны, что даже стал на время ее чтицей! После российских
похождений судьба привела д'Эона в Англию. Там он (она) воспылал(а)
необъяснимой страстью к комедиографу Бомарше, который познакомился с
этим созданием в Лондоне. Бомарше писал, что девица де Бомон очень
небрежно бреется и отпускает шутки, от которых покраснел бы даже
немецкий ландскнехт. Проживая в Англии (теперь уже постоянно в роли
женщины), д'Эон получал большую пенсию от французского
правительства, вплоть до революции. А когда выплата была прекращена,
мадемуазель пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно. И вот
госпожа д'Эон открыла рядом с Кенсингтонским парком фехтовальный
зал! Пожалуй, это был единственный фехтмейстер-женщина в Европе. Зал
не пустовал, принимая лиц обоего пола. Ведь женские бои не утихали.
Уже в первой половине нашего века произошла дуэль на самом высоком
уровне - между женщинами-президентами. С одной стороны - почетный
президент Венской музыкальной выставки, принцесса Полина Миттерних,
с другой - президент женского комитета этой выставки. Повод -
разногласия по вопросам устройства выставки. Одной из секунданток
была принцесса Шварценберг. В качестве врача выступила некая
баронесса, имеющая ученую степень доктора медицины. Принцесса
Миттерних была ранена в нос, но отплатила противнице уколом в руку.
С тех пор нравы женщин, пожалуй, смягчились, хотя в наше время
достаточно женщин-фехтовальщиц. Однако нынешнее спортивное
фехтование полно условностей, и самый мужественный поступок на этом
поприще совершила, пожалуй, полька Илона Элек, шокировав публику
тем, что первая стала фехтовать без юбки, надев мужские кюлоты. о я
уверен, что и среди сегодняшних фехтовальщиц еще скрываются жаждущие
крови амазонки - женщины-воительницы.
7 марта 2001.
Сергей Мишенев
"Секретные материалы"
С разрешения редакции Костромской ародной Газеты.
>> Воинственный пол

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments