Ольга Майорова (maiorova) wrote in feminism_ua,
Ольга Майорова
maiorova
feminism_ua

Categories:

Луиза Фарранк

Originally posted by maiorova at Луиза Фарранк
Продолжаем неистощимую тему о женщинах в музыке XIX века. О Кларе Шуман я уже немножко рассказала, настал черёд достославного имени, которого никто не знает. Так Луизу Фарранк назвали на одной лекции, и я склонна с этим печальным определением согласиться.
Но начнём сначала: Жанна-Луиза Дюмон родилась в 1804 году в семье скульптора Жака-Эдме Дюмона. Это была целая парижская династия скульпторов - Дюмон, наибольшей известности добились отец и брат Луизы. Безусловно, родись она мальчиком, её бы тоже приобщили к семейному ремеслу. А так - остаётся лишь радоваться, что у Жака-Эдме было достаточно финансов, чтобы найти способной дочери отличных учителей фортепиано. Некоторое время она даже посещала занятия у самого Рейша, консерваторского  преподавателя композиции. Историки до сих пор спорят, посещала ли даровитая студентка лекции непосредственно в консерватории. Сходятся больше на том, что нет: класс композиции был открыт только для мужчин.





В 1821 году семнадцатилетняя  Жанна-Луиза вышла замуж за некоего Аристида Фарранка. Это был студент по классу флейты, десятью годами её старше, без малейших композиторских амбиций, но с выраженной предпринимательской жилкой. В те времена, когда каждый музыкант должен был быть сам себе импресарио, эта жилка очень помогала. Аристид организовывал концерты по всей Франции, а юная супруга выступала - иногда совместно с мужем, иногда соло. Естественно, штудии по классу композиции пришлось прервать. Что до Аристида, он скоро утомился гастролями и открыл в Париже своё нотное издательство. Да такое, что в течение последующих  сорока лет оно было ведущим.

А Луиза продолжала зарабатывать трудную славу пианистки-виртуоза. В 1826 году её путешествия ненадолго прервались в связи с рождением дочери, а там всё пошло по накатанной. У г-жи Ферранк было немало учеников, которые легко поступали в Консерваторию и занимали там лидирующие позиции. Однако за преподавание ей платили по-прежнему меньше, чем коллегам-мужчинам. Только после триумфа на премьере нонета (пьесы для девяти инструментов) Луизе Ферранк удалось добиться равной оплаты труда. Нонет длинный, но впечатляет и посейчас. Не откажите себе в удовольствии, послушайте:



В 1842 году руководство Парижской консерватории пошло на беспрецедентный шаг: предлодило мадам Ферранк постоянную должность профессора фортепиано. И мадам Ферранк согласилась. Более тридцати лет место оставалось за ней. Подрастала дочь Викторина, которой прочили ещё большую известность, чем матери. К сожалению, в 1859 году Викторина умерла от чахотки. Потрясённая горем Луиза несколько лет не могла писать музыку. Каждая нота напоминала ей о потере. Учеников, тем не менее, не бросала. Потому что это ученики.



Умерла Луиза Ферранк в 1875 году в Париже. Её исполнительская известность не забывалась, а вот собственные произведения переоткрыли только в ХХ столетии. Благодаря феминисткам, кстати. Современники связывают период забвения с тем, что Ферранк изначально поставила не на ту карту. У камерной музыки были свои поклонники, своя аудитория, но господствовала, делала репутации и воздвигала триумфальные арки, а иногда позорные столбы, - только опера. Были сведения, что Луизе Ферранк предлагали либретто различные парижские театры, увы, что-то не сложилось. И осталась она композитором для немногих. Что, по зрелом размышлении, завидная судьба.
Tags: women who dare, Европа, искусство, преподавание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment