Mary Xmas (maryxmas) wrote in feminism_ua,
Mary Xmas
maryxmas
feminism_ua

  • Music:

цитатка из книжицы

нет, некоторые вещи излагаются весьма внятно. но общая позиция мне не нравится.

2.6. Феминизм как движение женщин за свои права
Организованная борьба женщин за равноправное положение с мужчинами началась в Англии во второй половине XIX в. Это
буржуазное женское движение получило название суфражизм (от англ. suffrage - право голоса), а женщин, входивших в это
движение, называли суфражистками. Свое подчиненное положение они объясняли "мужским эгоизмом".


К. Миллет (K. Millet,
1985), например, пишет, что за угнетение женщин ответственны не несправедливые законы или экономические системы, а
мужчины; что мужчины, как класс, имеют интересы, противоположные интересам женщин, и, следовательно, борьба должна
вестись против власти мужчин.
Вскоре в ряде стран возникли различные феминистские организации, справедливо борющиеся за эмансипацию и равные
политические и экономические права с мужчинами.
Однако феминистское движение не однородно. Есть феминистки - "сторонницы различий", которые подчеркивают
желательность женских качеств, отличных от мужских (интуиции, эмоциональности, отсутствия эгоцентризма), и превращают
их даже в источник гордости представительниц своего пола. Эти феминистки отвергают стереотипные качества мужчин и
представления об их превосходстве. Они считают, что женщины по своей природе превосходят мужчин, этих "сексуальных
хищников"; женская способность давать жизнь означает с их точки зрения то, что они олицетворяют "женские добродетели"
трудолюбия, заботы и сотрудничества.
Когда женщины говорят о мужчинах как об "иных существах", приводя при этом аргументы типа "женщина никогда бы так
не поступила" или "все мужчины такие бесчувственные", они нередко испытывают удовольствие просто от мысли о своей
схожести с другими представительницами своего пола и об отличии от представителей противоположной гендерной группы. (Ш.
Берн, с. 226)
С другой стороны, есть феминистки - "сторонницы сходства", которые минимизируют гендерные различия и обращают
внимание на сходство представителей разных полов. Некоторые из феминистски настроенных женщин-ученых даже полагают, что
если женщины занимаются только "женскими" делами, то они сами не хотят стать людьми. Их лозунг - стать людьми, а не
женщинами! Подробный разбор разных феминистских течений дан в книге В. Брайсон (2001).
Нельзя не отметить наступательную, порой агрессивную позицию феминисток, усиленно навязывающих свое мнение
большинству женщин и предрекающих гибель цивилизации, если они не будут услышаны. Особенно это относится к американским
феминисткам. В России это движение не имеет такого размаха: по данным петербургских социологов, феминистские установки
разделяют только 20 % женщин. Большинство женщин все же считают, что главным природным предназначением женщин является
материнство, любовь, семья, а мужчина - это добытчик, и его главным делом в жизни должна быть работа.
Что такое феминизм? Чтобы ответить на этот вопрос, лучше всего сначала выяснить, какие вещи не имеют ничего общего
с феминизмом. Например, политика, основанная на ненависти к мужчинам, - это не феминизм. Феминизм - это движение,
объединяющее мужчин и женщин, которые совместно борются за равноправие полов (McCormick, 1994). Конечно, среди
участников этого движения есть мужененавистники, и, хотя их немного, они производят много шума.
Феминизм - это не то же самое, что лесбийская любовь. Многие лесбиянки являются феминистками, но среди феминистов
также много гетеросексуальных женщин и мужчин и геев (McCormick, 1994). За исключением нескольких экстремистов, которые
заявляют, что гетеросексуальные женщины "спят с врагами", большинство феминистов придерживаются умеренных политических
убеждений и имеют широкие взгляды на сексуальную ориентацию и многообразие сексуальных вкусов. Верно также и то, что
многие лесбиянки не являются феминистками (Сексология, 2001, с. 181).
В стремлении ни в чем не уступать мужчинам и даже превосходить их эти феминистки подчас применяют для
доказательства этого даже то, что доказательством быть не может. Так, Е. М. Зуйкова и Р. И. Ерусланова (2001) заявляют,
ссылаясь на ученых, что уже трехлетние девочки превосходят мальчиков того же возраста в умственных способностях и что
это различие в последующие годы только увеличивается. Опирается это мнение на то, что у женщин лучше… память. При этом
в сторону отбрасывается доказанный факт опережающего развития, в том числе и интеллектуального, девочек в детском
возрасте, которое затем нивелируется, и даже выявляется преимущество мальчиков в интеллекте.
Иногда ультрафеминистки видят ущемление своих прав там, где их нет; например одна из феминисток считает, что
имеется неравноправная оценка и восприятие мужчины и женщины даже с лингвистической точки зрения. Она указывает на то,
что выражение "стать мужчиной" чаще всего означает "стать взрослым", тогда как выражение "стать женщиной" означает
подчиниться мужчине и потерять свою девственность. Жаль, что она не знает украинского языка, а то у нее появились бы
более веские основания говорить о неравноправном восприятии мужчин и женщин. Ведь на этом языке мужчина - это
"чоловик", а женщина - "жинка".
Развитие движения за освобождение женщин в изоляции от мужчин - это явление почти уникальное и характерное только
для Америки. В Швеции, где женское движение добилось максимальных успехов, это движение называют не "освобождением
женщин", а "дискуссией о половых ролях". Поэтому оно воспринимается не как исключительно женская проблема, в решении
которой мужчины могут "помочь", а как проблема обоих полов, решая которую мужчины и женщины могут учиться друг у друга.
Отчеты западноевропейских женских организаций показывают, что у них есть "гораздо более глубокое стремление
"освободить" не только женщин, но и мужчин от их традиционной роли кормильцев семьи и соперников, что позволит мужчинам
играть в семье активную и приносящую более глубокое удовлетворение роль".
…Зарождается новое движение… Это движение можно назвать движением за освобождение мужчин (по аналогии с
освобождением женщин). …При этом подчеркивается необходимость освобождения от стереотипов маскулинности и фемининности.
Уоррен Фаррелл (Сексология, с. 170-171).
В своем стремлении во всем видеть происки мужчин одна из феминисток поставила под сомнение даже возможность женщин
выходить раньше мужчин на пенсию. Вот что она пишет по этому поводу: "Непрямая дискриминация вообще не присутствует в
качестве концепции в трудовом праве большинства стран, однако она реально существует, обычно в виде протекционистского,
по отношению к женщинам, законодательства. Ярким примером является более низкий для женщин возраст выхода на пенсию.
Это приводит к уменьшению получаемого женщиной дохода в 2-3 раза. Скрываемая за заботой о здоровье реальная причина
вытеснения женщин активного профессионального возраста с рынка труда заключается в том, что, с одной стороны, таким
образом, осуществляется освобождение рабочих мест для нового поколения, с другой - предполагается, что "молодые
бабушки" необходимы для присмотра за внуками, чтобы оба родителя могли работать, так как пособия, которые платит
государство по уходу за ребенком, малы, а зарплаты одного работающего для содержания семьи не хватает" (Е. Гапова,
1999, с. 48). Конечно, в этих рассуждениях есть резон. Но нельзя забывать, что более ранний пенсионный возраст женщин
вовсе не означает их обязательный уход с работы. Многие женщины работают и будучи пенсионерками. При этом во многих
государствах разработаны такие законы о пенсиях, которые подравнивают женские пенсии к мужским.

Ильин Е. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.
СПб.:ПИТЕР, 2003.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments