Mary Xmas (maryxmas) wrote in feminism_ua,
Mary Xmas
maryxmas
feminism_ua

  • Music:

ищите и обрящете. Женщины в истории

нарыто тут

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ И РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ

Сорокина И.
Гродненский государственный университет, Беларусь

Несмотря на убедительные достижения демократии, наш мир, входящий в новое тысячелетие, по-прежнему остается миром гендерного неравенства, где женщины играют подчиненные и менее значимые по сравнению с мужчинами роли.


Современная наука экспериментально доказала, что средний уровень умственной одаренности мужчин и женщин практически одинаков, и женщины при благоприятном стечении обстоятельств не менее мужчин способны к творческим и рационально-логическим видам деятельности. Если обе половины человечества от природы равны, что тогда привело нас к существующему дисбалансу статусно-ролевых отношений, на чем основано деление людей на "агрессоров" и "жертв"?
Андроцентристские и мизогинистские теории, много лет господствовавшие в патриархатном обществе, указывают в качестве причины якобы врожденную и естественную неполноценность женского организма, ущербность ее биологической
природы, которую они отождествляют с косной и пассивной материей, с телом и чувственностью, причисляя женщину к миру полуживотных. С легкой руки церкви женская сексуальность стала маркироваться в терминах "грязного" и "нечистого", а сексуальность в целом рассматриваться как экскреторная и почти неприличная функция организма, относящаяся к сфере профанного.
Если мы оставим в стороне некоторые различия в подходах, то обнаружится, что все мифологемы патриархатного сознания нацелены против одного и того же - детородной способности женского организма. Это звучит парадоксально, но получается, что женщина, на которой держится воспроизводство жизни и существование всей цивилизации, оказалась заложницей высочайшей миссии, которую ей доверила Природа. В обществе, построенном на принципах жесткой иерархии, насилия и борьбы антагонистических противоположностей, ее "мягкие" ценности оказались невостребованными и использовались против нее самой.
Однако ситуация гендерного неравенства не всегда была присуща человеческому обществу, ведь патриархат длится на Земле не более 6 тысячелетий. Все древние мифологические системы в основе своей содержат миф творения, где женщина, Великая Богиня и Мать, выступает в роли демиурга - творца всего сущего. О принципиально иной роли женщины в древних обществах свидетельствуют и археологические находки Венер Верхнего палеолита. Лишь с установлением патриархата богом-творцом становится существо мужского пола. На этом основании ученые сделали вывод о том, что ранние формы общественного устройства основывались на власти женщины-матери, а ее репродуктивная функция оценивалась высоко и была предметом поклонения [1].
Как предполагают ученые, развитие древней земледельческой цивилизации было прервано вторжением кочевых племен, имеющих милитаризованную андрократическую социальную структуру. После этого события прогресс человечества, по словам классиков марксизма, приобретает антагонистический характер [2], а отношение к женщине-матери меняется.
Женщину начинают усиленно отчуждать от ее человеческого предназначения активно участвовать в процессе создании социокультурных ценностей. Под словом "человек" как родовое существо стал пониматься мужчина, о чем свидетельствует подавляющее большинство созданных мыслителями прошлого философских и мировоззренческих концепций. К сексистской традиции рассмотрения природы человека принадлежат воззрения Аристотеля, Ф.Аквинского, Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо, Гегеля, Ницше, З.Фрейда, русских философов-идеалистов Н.Федорова, В.Соловьева, Н.Бердяева и многих других, причем некоторых из них, как ни странно, причисляют к разряду гуманистов.
Аристотель был первым философом, задавшим "биологическую" парадигму в трактовке женщины [3]. Мужчина уподоблялся им активной идее, эйдосу, душе, а женщина - пассивной материи, телу. Извратив физиологические особенности женщины, он отказал ей в праве называться собственно человеком. Приписанная женщине неспособность к формированию нетелесной способности - души считалась Аристотелем естественной, природной, а сама она получила статус деформированного существа, являющегося лишь пассивным средством вынашивания потомства, порожденного мужчиной.
Мыслители Нового времени также считали природу женщины неполноценной и на этом строили свои концепции гендерного неравенства.
В ХХ в. З.Фрейд заявил, что анатомия женщины определяет ее судьбу. По утверждению З.Фрейда, ущербность женщины заключается в отсутствии у нее мужского полового органа и сексуальной энергии (либидо). Осознав свою неполноценность, женщина якобы испытывает чувство фаллической зависти, которое проходит лишь с рождением ребенка. Это все, к чему стремится женщина, и на что она способна, следовательно, она не может считаться полноценным существом [4].
Таким образом, женское в европейской традиции отождествлялось с природным, биологическим, телесно-чувственным, эмоциональным, маргинальным, отклоняющимся, а мужское - с такими противоположными по знаку качествами, как рациональное, логическое, культурное, духовное, нормальное, рассматриваемое в качестве центра антропоморфной Вселенной. Философы многое сделали для того, чтобы возвести непреодолимые барьеры между духом и телом, разумом и чувствами, интеллектом и эмоциями, объявив эмоционально-чувственное низшим по отношению к рационально-логическому.
Несколько большая от природы эмоциональность женщины превращалась в непредсказуемость, иррациональность, метафизичность, неспособность брать на себя ответственные морально-нравственные решения. Но при этом забывалось о том, что именно женщине с присущим ей чувством долга принадлежит важнейшая для цивилизации роль сохранения опыта, накопленного человечеством, в то время как более экспансивный и агрессивный мужчина выступал в качестве разрушителя.
В этой связи французская феминистка Э.Сиксу заявила, что в нашем мире прочно утвердился "фаллогоцентризм" - приоритет мужского начала над женским в текстах культуры [5]. Чтобы удержать женщину в повиновении ей стали навязывать стереотипы женственности, созданные мужчинами и представляющие собой проекции их собственных страхов и комплексов, от которых они хотели бы избавиться. Следствием данного процесса явилось искаженное женское самосознание, сформированное отраженным светом зеркала мужского шовинизма.
До середины ХIХ в. практически никто не подвергал сомнению утверждение о том, что женщина по природе своей и статусу стоит ниже мужчины и менее разумна. Естественным считалось положение вещей, когда единственным местом женщины признавался ее дом, а сферой деятельности - обязанности домохозяйки, жены и матери. В классовом обществе закон закрепил господство мужчин во всех областях жизни. Совершенно очевидно, что естественные биологические различия, которые не должны были стать основанием для ситуации гендерного неравенства, возводились в абсолют и гипертрофировались. Тот факт, что женщины вынашивают и рожают детей, а также хорошо выполняют задачи по воспитанию потомства, стал предлогом для перекладывания на них всех обязанностей, связанных с обслуживанием и ведением домашнего хозяйства. В результате мужчины получили свободу передвижения и время для самоусовершенствования и занятий умственными видами деятельности. Это время было с успехом использовано ими для создания концепций, подводящих теоретическую базу под несправедливое социальное устройство и угнетение по признаку пола.
Отчужденная от культуры и порабощенная женщина не могла реализовать себя в условиях превращения в бесплатную и бесправную рабочую силу, с утра до ночи занятую неблагодарным и нетворческим видом труда. А мыслители, такие, как Отто Вейнингер, заявляли, что женщина неспособна мыслить рационально и логически, что ее восприятие лишь скользит по поверхности вещей, а бытие слито с предметами [6]. При рассмотрении природы женщины совершенно не учитывался тот факт, что для творческой деятельности человеку необходимы условия, в которых он/она могли бы действовать как активные, свободные и не подвергающиеся репрессиям субъекты [7]. Ж.Гриэр в своей книге "Женщина-евнух" утверждает, что качества, которые культивировались в женщине, явились способом ее творческой кастрации, подавляющим энергетическую основу женского организма (там же, с.5). Загнанная в тупик созидательная энергия женщины становилась деструктивной, обрушивающейся на нее саму, и отсюда возникают основания для теоретиков вроде З.Фрейда говорить о врожденной склонности женщины к мазохизму.
Отсутствие средств контроля за рождаемостью на много веков вычеркнуло женщину из анналов истории. Всю свою зрелую жизнь замужние женщины были заняты воспроизводством жизни, являясь по сути уязвимыми и беззащитными сексуальными объектами. Согласно Д.Кандиот, биологические различия использовались системой мужского господства для "угнетения женщин как социальной группы путем контроля их сексуальности и способности к воспроизводству" [8].
Другой биологической причиной подчиненного положения женщины явилась меньшая физическая сила ее мускулов. В дарвиновском обществе, где царил "закон джунглей" и был прав сильнейший, у нее не было шансов. Работы, требующие большей мускульной силы, стали считаться сугубо мужскими, а следовательно, более престижными, чем занятость в непроизводительной сфере. Сейчас, когда механизация и автоматизация производства и быта во многих случаях свели на "нет" преимущество физической силы, когда в результате контроля за рождаемостью женщины получили свободу для творчества, прежние установки теряют смысл и значимость.
Представительницы второй волны феминизма развенчали мифологемы патриархатного сознания и пошатнули биологический детерминизм маскулинистских воззрений на женщину. Акцент был перенесен с абстрактно-правового на телесно-биологический и сексуальный аспекты гендерного вопроса, так как именно в них феминистки видели ключ к решению проблемы. Наиболее радикальные, такие, как Кейт Миллетт, используя концепции известного антрополога и философа Мишеля Фуко и положения других современных теоретиков, доказали, что все личное есть политическое и что маскулинистская теория женского естественного предназначения детерминирована социальными факторами. М.Фуко в своих фундаментальных трудах показывает непосредственную связь сексуальной сферы с историческими и политическими дискурсами, со структурами контроля и власти [9]. В своем стремлении пошатнуть биологическую первооснову неравенства, вытекающего из репродуктивной функции женщины, радикальные феминистки основываются на революционных преобразованиях в сфере современных технологий искусственного производства потомства [10] и видят в этом предпосылку для полного освобождения женщин во всех остальных сферах жизни общества, что является, очевидно, утопической идеей.
Медленно, но непрерывно меняется общественное сознание. Трудным был процесс поиска рефлексирующими женщинами "самих себя" - своей идентичности. Конечный итог этих глобальных исторических перемен еще впереди, но в обществе идет непрерывный процесс стирания граней между условными традиционно условными мужскими и женскими ролями, процесс искоренения полярности стереотипов, и есть основания полагать, что со временем биологические различия полов уже не будут использоваться для оправдания ситуации гендерного неравенства.

Литература
1.Чугай О. Тайны Великой Матери//Женщина и культура/Вестн. проекта Новые возможности для женщин. №14. М., 1998. С.47 - 51
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С.60, 177
3. Аристотель. Политика//Соч. В 4-х т. Т.4. М.,1983. С.383
4. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989; Freud S. Some Psychic Consequences of the Anatomical Distinction between the Sexes//Complete works. Vol. XIX
5. Cixous H. Sorties//Cixous H., Clement C. The Newly Born Woman. University of Minnesota Press, 1986
6. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1991. С. 74 - 79, 98
7. Greer G. the Eunuch. N.Y.: McGraw-Hill Book Company. Р.5
8. Кандиоти Д. Эволюция гендерных исследований. Обзор//Женщина и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992. С.157
9. Фуко М. Говорящий пол (сексуальность в системе микрофизики власти)//Современная философия. Харьков. 1995. №1. С.157
10. Finestone S. The Dialectics of Sex: the Case for Feminist Revolution. N.Y. - 2nd ed., 1972. Р.11
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments