Mary Xmas (maryxmas) wrote in feminism_ua,
Mary Xmas
maryxmas
feminism_ua

Categories:

В. Симонов: "В маскулинно-ориентированных группах необходимо делать упор на визуальную информацию, р

пребывая в лёгкой прострации.

текст под катом.

...Мы не согласны с утверждением о равенстве полов и полагаем, что мужчина дополняет женщину, а женщина - мужчину, и только вместе они представляют из себя единый социальный феномен, такой, как, например, семья. Равенство мужчин и женщин необходимо и возможно только в области их социальных прав, а вот их возможности и социальные роли в обществе далеко не одинаковы....

Педагогика, 2005 № 4, сс. 40-44.

УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Автор: В. П. СИМОНОВ


Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике. Анализ работ Ш. Берн, И. С. Кона, АИ. Кочетова, Н. С. Лещук, АА. Логинова, АС. Прутченкова, Р. Сабирова, А. Г. Хрипковой, Д. В. Колесова и ряда других авторов позволяют нам рассмотреть различия между мужчинами (юношами) и женщинами (девушками) по пяти основным направлениям.

Различия на генетическом уровне. У юношей доминирует правое полушарие, которое отвечает: за распознавание зрительных и музыкальных образов; за сознательную ориентацию в пространстве; за более развитое абстрактное мышление. Преобладают также оперативная память и нестандартность мышления (фантазирование). Мужчины являются носителями изменчивости. У девушек более развито левое полушарие, которое отвечает: за регуляцию речи, письма и счета; за интуитивную ориентацию в пространстве; за более развитое
конкретно-наглядное, образное мышление. Кроме того, доминирует долговременная память и консервативность мышления. Они являются носителями наследственности.

Различия на физическом уровне. У юношей большая масса тела и большая физическая сила. Мужской тип руки отличается более короткими и утолщенными пальцами; указательный палец короче безымянного (один из показателей мужской асимметрии). Мужчина быстрее развивает свою моторику в силе и соразмерности движений, но менее осторожен при работе с инструментом (чаще травмируется). У него доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали, что предопределяет необходимость размещать информацию на классной доске не длинными строками во всю ее ширину, а делить это пространство как бы на несколько столбцов. Мужчина изучает в первую очередь окружающую среду и
стр. 40

объекты, с которыми контактирует. Предпочтение отдается практическим действиям перед вербаликой.

У девушек меньшая масса, но большая грация, гибкость и подвижность. Женский тип руки характеризуется тонкими и удлиненными пальцами, указательный палец длиннее безымянного (как элемент женской асимметрии). Девочки быстрее развивают точность и координацию движений; аккуратны и осторожны при работе с предметами; у них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях. Визуальное восприятие информации у девушек происходит по горизонтали, что позволяет им легко воспринимать длинные строчки текста во всю ширину доски, а мальчики в этом случае испытывают затруднения. Девочки изучают в первую очередь себя и свое окружение, и у них сильная тяга к вербальной деятельности.

Различия на когнитивном уровне. У юношей доминирует качественный подход к изучению учебного материала; они склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. Им также свойственны широкий полет фантазии и бесшабашность, большая тяга к абстрагированию и философствованию. Преобладает синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе. Наблюдается склонность к диалогу, дискуссии и спорам, азартность. Высокая скорость концентрации внимания, особенно в критических ситуациях. У мальчиков более развиты математические способности, в основном они учатся неровно, но к 16- 17 годам начинают совершенствоваться в избранной и привлекательной области знаний и практики.

У девушек доминирует количественный подход к изучению учебного материала. Им свойственны стройность и четкость анализа, а также конкретность мышления. Они склонны к алгоритму, шаблону и к исполнительности; им присущи интуиция и предусмотрительность, большая конкретность мышления, аналитический подход, умение анализировать на эмоционально-чувственной основе. Наблюдается пристрастие к монологу и повествованию, расчетливость. У девушек ниже скорость концентрации внимания, в критических ситуациях они часто теряются. У них более развиты эстетические способности и способности к языкам. Они раньше различают цвета и оттенки, прочнее овладевают трудовыми навыками, учатся более ровно.

Различия на психологическом уровне. У юношей быстрая реакция на воздействие окружающей среды и сравнительно легкая адаптация к ней, но они с трудом переносят стресс. Эмоциональный срыв также гасится с трудом, а иногда и через резкое действие. Они более логичны и склонны к обобщению. Юноши чаще впадают в состояние аффекта, а их чувства более драматичны. Мужчина более индивидуален по своей природе. Самохарактеристика его более объективна, так как анализируются реальные события и явления. У многих наблюдается относительно небольшие словарный запас и объем кратковременной памяти, но в то же время они обладают творческим характером мышления, а примерно после пятнадцати лет у них формируется лучшая наблюдательность и точность.

У девушек адаптация к среде проходит через переживание, а иногда и через эмоциональный срыв (слезы). Они легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слезы. Полагаются больше на интуицию, склонны к анализу и чаще находятся во власти настроения. Чувства у них более оптимистичны. Самооценка у них субъективна, так как упор делается в основном на испытываемые чувства, переживания, мечты и конфликты. Обладает хорошим объемом кратковременной памяти и неплохим словарным запасом. У девушек более высокие показатели развития вни-
стр. 41

мания: избирательность, объем, переключаемость.
Различия на уровне общения (коммуникативный компонент). Юноши воинственны и более агрессивны, чаще проявляют твердость и суровость; более постоянны в дружбе и своих привязанностях; более решительны в своих действиях, любят риск, способны к работе с элементами риска, с нестрогой программой действий (например, ремонт аппаратуры). Наблюдается резкое чередование активности и пассивности, проявляется больше властности и дерзновения, стремления руководить: они подчиняются с трудом. Компьютер для юношей - способ
реализовать свои фантазии (путем проникновения в виртуальный мир). Им присущ дух соревнования в силе, ловкости и уме (культ силы и мужества). Наблюдается любовь к силовому спорту и технике; интерес к самоутверждению в своей профессии на личностном уровне. Противоположный пол - цель, а не средство (актуализация на своих проблемах и своих возможностях). Чаще всего отмечается неустойчивость интересов и склонностей в период полового созревания.

Девушка сострадательна и более человеколюбива, чаще проявляет большую нежность и заботу. Склонна к переменам и разнообразию в общении. Более осторожна и осмотрительна в деятельности, обладает способностью к тонкой, однообразной работе (сборка часов, вязание и т.п.). Наблюдается способность тела к спокойным, равномерным движениям; большая старательность и послушание, и как следствие - готовность скорее подчиняться, чем руководить. Компьютер для девушки - средство реальности (способ получения и обработки
информации). Девушкам присущи соревновательность в овладении вниманием противоположного пола; культ красоты и женственности с детства. У них чаще проявляется любовь к легкой атлетике, танцам и т.п. Высок интерес к самоутверждению среди себе подобных на межличностном уровне. Противоположный пол - средство для достижения своих целей (готовы манипулировать себе подобными для этого). Девушка устойчива и настойчива в своей женской роли и своем предназначении с детства.

Все вышеперечисленное является следствием асимметрии человека как биологической системы вообще и асимметрии полов, в частности.

Итак, мы видим, что гендерные различия реально существуют, но они никак не учитываются при организации учебно-воспитательного процесса в разных типах учебных заведений. Совершенно очевидно, что преподаватели должны, во-первых, знать свою ген дерную доминанту, а во-вторых, понимать, какова она у каждого из обучаемых. Под гендерной доминантой понимается преобладание феминных или маскулинных качеств у данной личности, что далеко не всегда совпадает с ее полом. Проведенное нами исследование показывает, что женщина-преподаватель, например, с доминантой по мужскому гендеру легче общается с мужской аудиторией, а мужчина с доминантой по женскому гендеру лучше контактирует с женской аудиторией или с женской частью смешанной аудитории. Так, например, широко известно, что К. Д. Ушинский долгие годы работал именно с девушками и изучал проблему постановки женского образования за границей. Таким образом, свои основные педагогические труды он создал на основе опыта общения с феминной по гендеру аудиторией.

Наблюдения показывают, что учебно-воспитательная работа в мужском, женском и смешанном коллективах должна строиться с учетом этих различий: это обусловливает более успешное усвоение учебного материала и эффективность воспитательных воздействий педагога. В целом, говоря о перспективах использования знаний о гендерной доминанте
стр. 42

личности, можно отметить, что они позволяют дать следующие рекомендации преподавателям всех дисциплин.

В маскулинно-ориентированных группах необходимо делать упор на визуальную информацию, располагаемую столбиками, здесь допустимы более абстрактные рассуждения. Особенно важно добиваться понимания объясняемого преподавателем материала, обязательно делать обобщение и выводы в конце занятия. Организация диалога и дискуссии в ходе изучения нового материала в этих группах способствует его лучшему усвоению, и особенно ценится логичность изложения. Обучаемые с маскулинным гендером более индивидуальны в
учебно-познавательной деятельности и им можно в большей степени доверять самооценку этой деятельности, так как по своей природе они более объективны. Они также более постоянны в парной работе с конкретным партнером и способны к эффективной продуктивной деятельности.

В феминно-ориентированных группах быстрее усваиваются конкретные письменные примеры и расчеты, и закрепляются они на более продолжительное время. Все они должны носить четкий характер, а визуальную информацию лучше располагать в горизонтальном направлении. Обучаемые этого типа, как правило, обладают хорошо развитой речью и способностью к долгому изложению теоретического материала, так как стараются выучить и воспроизвести как можно больше. При работе с ними желательно использовать красочные наглядные материалы. Они, как правило, хорошие аналитики и способны работать продуктивно в коллективе. Однако следует отметить, что их самооценка далека от объективности, и
поэтому для них полезен комментарий хода и результатов их учебно-познавательной деятельности извне.

В практике общеобразовательных учреждений мы в основном имеем дело со смешанными по гендерному признаку группами (речь не идет, естественно, о суворовских, кадетских и других специализированных учебных заведениях). Поэтому образовательный процесс в них должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый преподаватель при организации своих занятий.

Опытная работа по исследованию гендерной специфики в образовательном процессе может осуществляться по нескольким направлениям. Во-первых, это разработка диагностирующих методик, позволяющих определять, к какому когнитивному типу относится та или иная личность, так как наблюдения показывают, что и среди девушек, и среди юношей есть личности с доминантой по противоположному гендеру. Нами такая методика создана и широко используется в работе.

Во-вторых, необходимы изучение и отработка методов и приемов обучения с учетом специфики каждого из трех коллективов (мужской, женский, смешанный). Так, при объяснении нового материала в женской аудитории преподаватель должен использовать примеры, воздействующие на эмоциональную сферу обучаемых, а в мужской - на рациональную, доказательную. В смешанной же группе полезно привести и тот, и другой примеры, что позволит всем учащимся выйти на уровень понимания объясняемого материала.

В-третьих, важно продумать и осуществить создание учебных пособий и учебников, имеющих четкую гендерную направленность (по этому направлению предстоит очень большая исследовательская работа).

В-четвертых, желательно, чтобы в каждом учебном заведении были классы и группы, сформированные по гендерно-му признаку (например, при организации профильного обучения в школах с физи-
стр. 43

ко-математическим уклоном один класс может состоять из девушек, второй - из юношей, а третий быть смешанным).

В-пятых, необходимо широкое изучение опыта и специфики учебно-воспитательной работы, например, в кадетских, суворовских и нахимовских училищах, которые существуют давно и, несомненно, накопили такой опыт, но все годы они работали и работают по гендерно-индифферентным учебникам и пособиям.

Наша методика и технология диагностики гендерной доминанты личности основана на выявлении двух групп качеств - маскулинных (мужских) и феминных (женских), а также оценке того, в какой степени здоровый образ жизни ведет данная личность. Здесь мы говорим именно об определении гендерной доминанты, а не об оценке гендерной роли, хотя такие опросники и существуют, ибо у личности с выраженными феминными признаками она женская, а у личности с маскулинными - несомненно, мужская.

Мы не согласны с утверждением о равенстве полов и полагаем, что мужчина дополняет женщину, а женщина - мужчину, и только вместе они представляют из себя единый социальный феномен, такой, как, например, семья. Равенство мужчин и женщин необходимо и возможно только в области их социальных прав, а вот их возможности и социальные роли в обществе далеко не одинаковы.
стр. 44


и как он только Руссо не цитирует с этим. как его. Вейнингером. для меня загадка.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments