Mary Xmas (maryxmas) wrote in feminism_ua,
Mary Xmas
maryxmas
feminism_ua

Category:
  • Music:

АЛИСА В СТРАНЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЧУДЕС: ч.2


Жесткие наркотики, извращенное воображение и компьютерные симуляции сливаются в романе Гибсона воедино. Виртуальный мир - действительно магический мир, и потому не оставляет мысль, что реальной причиной требований запретить порнографию является вера в магическую силу текста. Вера в то, что от того, что неизвестный, живущий в Канаде, описывает как он убивает маленьких девочек, маньяк, живущий в Австралии, берет бритву и действительно идет убивать. Говорят, что дурные мысли передаются по воздуху - и Интернет с его связью через океаны часто служит всего лишь реализацией этой метафоры.

Метафоры - недостаточный повод для запретов. Но постмодернисткий дискурс привык с вниманием относится к метафорам.
2. Живые женщины (люди): киберсекс и вокруг

Выше речь шла об образе женщин в Сети. Настало время поговорить о реальных женщинах, приходящих в Сеть: о тех опасностях и приобретениях, которые их там ждут. Эта тема куда сложнее и больше, нежели затронутая выше частная проблема порнографии - и потому мы будем вынуждены ограничится достаточно кратким обзором основных вопросов, которые ставит перед нами эта новая реальность.

Виртуальный харрасмент

Главной опасностью, подстерегающей женщину в Сети, американские феминистки считают сексуальный харрасмент23. При общении в ньюс-группе или на подписном листе, по ICQ или в чате24 женщина может оказаться жертвой грубого слова, сексульных домогательств (виртуальных) или просто пренебрежения. Даже учительницы, ведущие занятия он-лайн25, сталкиваются с откровенным хамством скрывающихся под псевдонимом учеников26. Иногда особо агрессивный "поклонник" может преследовать жертву по различным ньюс-группам, чатам и тому подобным местам27. Причина этого не только в традиционном сексизме многих пользователей Интернета, но и в том, что в Сети многие барьеры оказываются более легко преодолимыми - к примеру, человек, никогда не решившийся бы материться в присутствии женщины, спокойно делает это на подписном листе, который читают и женщины, и мужчины28.

Причина подобной "раскованности" заключается в том, что благодаря даваемой им невидимости (а иногда и анонимности) Интернет дает также чувство безопасности - но дает его не только одному пользователю, но всем. Легкость любых выражений служит компенсацией невозможности телесного контакта. И если можно считать сетевой сексуальный харрасмент проявлением сексуальной агрессии, скрытой благодаря Интернету, то благодаря той же телесной разделенности женщина может чувствовать себя более защищенной. В сети каждый может обидеть каждого - но никто не может никого ударить, ущипнуть или изнасиловать. В этом отличие сети от городского транспорта или мест досуга: когда одинокая женщина входит в бар или спускаешься в метро, она понимает, что если не повезет, можно нарваться на хамство - сексуально-окрашенное в том числе. Точно так же можно нарваться на него в Сети - но чтобы выйти из чата или навсегда исключить хама из числа твоих ICQ-собеседников требуется одно движение мышки. Из бара так просто не уйдешь.

Некоторым образом, сетевое общение предоставляет феминисткам различных направлений прекрасное поле для пропаганды своих идей: излагать свои соображения по поводу сексуального харассмента и омерзительности домогательств вообще куда проще, когда тебя перебивают словами, а не норовят ущипнуть. Кроме того, в он-лайн общении куда проще приструнить хулигана. И если смотреть на отношения между полами как на войну, то в Интернете мужчина лишен одного из своих оружий: физической силы29.

Все вышеизложенное, однако, исходит из неявной посылки, что при он-лайн общении собеседники знают пол друг друга. Но на самом деле это не так: пользователи Сети имеют возможность сами определять свой пол или вообще оставить его неопределенным, выбрав нейтральный ник30. И потому одним из самых первых вопросов оказывается вопрос о поле собеседника. По большому счету, это тоже можно считать харрасментом - сетевой человек имеет право не объявлять о себе мужчина он или женщина. Подразумевается, что он-лайн общение выше этого и потому в некоторых местах подобные вопросы считают неэтичными.

Вопрос о выборе пола вплотную подводит нас к одному из самых интересных вопросов, связанных с функционированием сетевой сексуальности: способом, которым пользователь (женщина в частности) проводит собственную сексуальную авторепрезентацию.

Авторепрезентация женщины в Сети.

Для большинства женщин их сексуальной авторепрезентация в Сети не представляет особой проблемы: они остаются такими же как в реальной жизни. Даже если они заводят себе "домашнюю страницу31", то честно выкладывают туда свои реальные фотографии, ничего не выдумывают и не обсуждают свою сексуальную жизнь - а в большинстве случаев обходятся без "домашней страницы", посещений чатов и виртуальных романов. С каждым годом таких женщин будет все больше - точно так же, как малый процент людей, пользующихся телефоном, используют его для секса по телефону.

Тем не менее существуют женщины, всерьез озабоченные проблемой репрезентации своей сексуальности. Вовсе не обязательно они оказываются фанатками виртуального секса и киберроманов - иногда дело ограничивается домашними страницами специфического содержания.

Характерной для женщин подобного рода можно считать страницу девушки, называющей себя эксгибиционисткой-Николь32. Она украшена фотографиями, изображающими Николь, позирующую в рискованных позах на Невском проспекте и других людных местах, содержит несколько рассказов о сексуальных опытах героини и что-то вроде декларации:
"Привет! Меня зовут Николь, я решила создать свой укромный уголок в Сети, посвященный тому, что я люблю и о чем хочу рассказать вам. Люблю я очень многое, но в первую очередь секс. Да, да, я думаю, что многие тоже так думают, но боятся об этом сказать. А я не боюсь."

Как и во многих подобных случаях, нельзя до конца быть уверенным, что Николь не является виртуальным персонажем (скажем, на фотографии изображена одна девушка, текст написан мужчиной, а все в целом представляет что-то вроде порносайта). Даже просьба о работе (диапазон специальностей варьируется от секс-услуг до интернет-дизайна) не до конца убеждает в подлинности: может быть, это просто работа сутенеров. Или - мужа девушки, живущего за счет ее доходов. Именно подобное мерцание и придает очарование этой - и подобных ей - странице. Читая порнорассказ или смотря порнофильм, любой знает, что "всего этого не было на самом деле". В данном случае такой уверенности нет - и это заставляет задуматься о грани между жизнью и порнографией и мужчин, и женщин. Вне сомнения, подобные сайты еще ждут своего тщательного теоретического разбора.

Конечно, подобная страница - удел маргиналов. Большинство девушек, занятых в сфере секс-услуг обходится без он-лайн представительства33, точно также, как большинство девушек, экспериментирующих со своей сексуальностью в Сети не нуждаются в домашней странице. Для подобных экспериментов вполне хватает чатов или ICQ, обычно используемых для виртуального секса и сетевых романов34.

Возможности, открываемые виртуальным сексом, делают его привлекательным не только для пользователей Интернета, но и для феминистких теоретиков. Дело не только в возможности в зависимости от ситуации выбирать себе внешний вид и возраст ("как ты хочешь, чтобы я выглядела сегодня?"), или даже пол, но и в таких необычных возможностях, как виртуальный секс с несколькими партнерами одновременно - при том, что ни один из них может не знать о существовании другого/других. Подобная изменчивость ставит виртуальный секс в один ряд с трансвестизмом и другими постмодернисткими практиками изменения тела. Если мужеподобная лесбиянка (dyke) с помощью искусственного члена вступит в анальный контакт с мужчиной-геем, то будет ли это половой акт между женщиной и мужчиной? И кто будет мужчиной, а кто женщиной? Подобного рода вопрос, заданный в контексте сетевой сексуальной жизни ("Если мальчик, назвавшийся девочкой, трахается по сети с девочкой, назвавшейся мальчиком, то кто из них мальчик, а кто - девочка?") выглядит куда менее искусственным.

Женщина, заводящая романы он-лайн и меняющая при необходимости пол, возраст и партнеров все дальше и дальше отходит от гендерных стереотипов, с которыми не так просто порвать в реальном мире. При подобном подходе новые технологии оказываются союзниками феминисток в их борьбе за деконструкцию традиционных гендерных отношений - что привело к появлению в девяностые годы нового направления в феминизме: киберфеминизма35.

Во многом киберфеминистки основываются в своих построениях на классической работе Донны Харауэй 1984 года "Манифест для киборга"36, в которой конструируется образ киборга как "кибернетического организма, гибрида машины и органзима, создания социальной реальности - и воображения". Киборг не мужчина и не женщина, потому что он не рожден ни мужчиной, ни женщиной. Он репрезентирует живую социальную и телесную реальность, в которой люди не боятся своего родства с животными и машинами, не боятся своих постоянно дробных идентичностей и наличия противоположных точек зрения.

Несмотря на то, что, Харауэй, насколько известно, никогда не высказывалась непосредственно на темы Интернета, ее идеи оказались прекрасно применимы к новой реальности виртуального секса и (псевдо)телесной изменчивости. "Виртуальное тело" только репрезентирует живое тело женщины (или мужчины) - реально оно конструируется от начала до конца. Мужчина может быть женщиной, женщина - мужчиной, гетеросексуал - геем, верная жена может принимать участие в оргиях, толстушка обладать фигурой супермодели, а страдающая анорексией - рубенсовской плотью. Эти виртуальные тела могут вступать в контакт и даже могут меняться по ходу подобных контактов. Что происходит при этом с реальным телом? Совпадает ли виртуальный оргазм с реальным? И можно ли считать, реальный оргазм результатом мастурбации - даже если реального тела касались только его собственные руки? Невозможность дать однозначный ответ на эти вопросы заставляет обратиться к работам Джудит Батлер37, обосновывающий перфомантивную природу пола/гендера. Действия в киберпространстве оказываются одними из слабых попыток противопоставить традиционным перфомантивным высказываниям, порождающим деление на мужской и женский пол, новые высказывания, которые, возможно, после многократного повторения смогут коренным образом изменить гендерную ситуацию.

Киберпространство - место где ты можешь сделать с собой все что угодно. Это позволяет описывать его как "гендерную утопию"38, но, что важнее, это дает возможность каждой женщине и каждому мужчине решившимся на подобный опыт лучше понять свою сексуальность.

Некоторым образом это и есть компенсация, которую Сеть дает женщине за постоянную угрозу харрасмента: если только в Сети ученик может сказать учительнице "Давай встретимся в офф-лайне, я тебе покажу, какой у меня большой и крепкий", то только в виртуальном мире женщина может без труда взять на себя традиционную мужскую роль.

Отдельного изучения требует вопрос о связи виртуальной и реальной сексуальной жизни. Далеко не всегда они разделены непроницаемой перегородкой: часто опыт, полученный виртуально переносится потом в реальную жизнь. Одна из опрошенных женщин сказала, что заводит виртуальные романы, чтобы "накликать" реальные. Не исключая определенной рационализации с ее стороны, надо отметить, что в этих словах сквозит уже знакомая нам вера в магическое влияние происходящего в виртуальном мире - на мир реальный. И эта магическая связь - действительная или мнимая - еще ждет своего исследования.
3. Еще одна степень свободы

Невидимость и анонимность предоставляемые Интернетом являются всего-навсего еще одной формой свободы. Которая, как всегда, может быть использована для расширения рамок своего поведения любым из пользователей. Мужчины могут безнаказанно оскорблять женщин, а женщины - безнаказанно отвечать им и изучать свою сексуальность, не опасаясь общественного осуждения.

Сеть - не безопасное место. Но в определенном смысле только небезопасные места и представляют интерес. Вероятно, попытки "приручить" Сеть могут привести только к превращению ее в неполную копию "реального мира".

Многие проблемы возникающие вокруг киберсексуальности только часть общей проблемы индивидуального и коллективного контроля в Сети. Так, любой человек, пытавшийся завести свою гостевую книгу или регулярно писать в чужую сталкивается с огромным количеством мусора, попытками увести беседу в сторону и так далее - не обязательно, кстати, в сторону порно/эротики: в качестве столь же "замусоривающих" тем в большинстве гостевых книг попадают политика, национальные проблемы и наркотики (включая алкоголь). Иными словами то, что волнует пользователей и в их реальной жизни. Умение прекратить спам и флейм39 сродни умению прекратить сексуальный харрасмент.

Название статьи, помимо очевидно, обладает и еще одним смыслом: чудеса дивного нового мира высоких технологий во многом оказываются ненастоящими, виртуальными. Из старого, "реального" мира мужчины и женщины тащат туда свои старые стереотипы. Но принося их с собой, каждый и каждая получает - пусть малый - шанс разрушить их и, тем самым, путь хоть немного, но приблизится к решению своих проблем. Сделает ли это он(а) зависит только от него/нее - и ни общественное, ни государственное регулирование не сможет в этом помочь. Между тем, только в тех изменениях, которые могут быть обретены на виртуальных путях, и лежит главный личностный и культурный смысл феномена киберсексуальности.
1Позволю себе кратко объяснить эти малопонятные слова. Страница, сайт и домен - места хранения (и просмотра) информации в сети: домен может состоять из одного и более сайтов, сайт - из одной и более страниц. Страница, в свою очередь, может включать в себя один и более файлов (картинок, текстов и так далее). Наиболее понятной моделью будет библиотека - со шкафами и полками разного размера и степени наполненности. Хиты и хосты грубо соответствуют количеству заходов на страницу и количеству людей, ее увидевших (количество хитов всегда больше, поскольку часто один человек заходит на страницу несколько раз).
Если в библиотеке один огромный шкаф с книгами по культуре секса и пять маленьких - с порнографией, то сколько процентов библиотеки занято порно? А если все читатели берут только порно? Или, наоборот, вообще никогда не берут его?
2Браузер (browser, иногда используют русское слово "бродилка") - программа, предназначенная для просмотра файлов в Повсемесно Протянутой Паутине, World Wide Web, WWW, наиболее известной и посещаемой части Интернета, где содержится огромное число документов, связанных между собой гиперссылками.
3Конференции, они же ньюс-группы - существовавшая еще до WWW часть Интернета, в которой люди обменивались посланиями (иногда включающими картинки) по заданной в заголовке тематике. Обычно количество участников той или иной конференции ничем не ограничивалось (любой мог зайти и просмотреть последние отправленные сообщения). В этом отличие ньюс-групп от подписных листов, где тематические материалы рассылаются по почте только подписчикам.
4Среди них однажды мне встретилась "История глаза" Батая, к сожалению, не представленная в Сети до сих пор.
5Рунет - русскоязычная часть Интернета, называемая так из-за того, что России соответствуют доменные адреса, кончающиеся на .ru
6Условный термин принятый в Сети для обозначения несетевого и невиртуального мира. "Мы никогда не встречались с ним в реальном мире."
7Подробнее см. ст. Вербицкий М. "Бессмертие здесь и сейчас" // End of the World News №6, http://imperium.lenin.ru//EOWN/eown6/sherman/.4sher/stories/. Тексты описываются схемами типа "ff+, bdsm, mast, young, breast" или "inc, mc, mom, Fmm, bbb+". Знающий человек заранее готов ужаснутся тексту типа "snuff, rape, tort, humil, pedo, MMMMMf".
8Одна из лучших бесплатных коллекций аниме хентаи находится по адресу http://hentai.sexis.com/.
9Баннерная реклама - самый распространенный способ рекламы в Интернете: небольшая прямоугольная картинка, обычно появляющаяся внизу или вверху экрана, при нажатии на которую пользователь попадает на рекламируемый сайт. Порносайты объединены в собственные баннерные системы, поэтому на обычном сайте нельзя увидеть порнобаннера - но можно увидеть эротический баннер, обычно рекламирующий сайт вовсе не эротического содержания. Это примерно соответствует полуголым девушкам, рекламирующим по ТВ и на уличных щитах шоколадки и автомобили.
10Непрошенное рекламное электронное письмо, примерно соответствующее рекламным листовка, которые кладут в обычный почтовый ящик. Точно так же, как большинство людей выбрасывают их не читая, многие пользователи стирают приходящий к ним спам, не заглядывая внутрь.
11Подобного рода техники приносят не так мало денег как кажется. Хорошо раскрученный порноресурс при умелом управлении может давать своему создателю ежемесечно до тысячи долларов.
12Бабаев М. Круговращение симулякров. http://www.zhurnal.ru/gallery/mirza/. Проект был удостоен нескольких премий сетевого искусства и стал в своем роде классическим в Рунете. Примечательно, что сам Мирза Бабаев является "виртуальным персонажем" - то есть в реальной жизни отсутствует человек с подобным именем и фамилией.
13Подробнее смотри Кузнецов С. Литературная порнография: памяти умирающего жанра // "Новое Литературное Обозрение", №22, 1996.
14Смотри, например: Lederer, L. (Ed.) Take Back The Night. N.Y., 1980., Dworkin A. Pornography: Men Possessing Women. N. Y., Griffin S. Pornography and Science. L., 1981.
15Strossen N. Defending Pornography: Free Speech, Sex and the Fight for Women's Rights (Scribner 1994)
16В качестве примера приводится известная история 1994 года, когда некий хакер разработал вирус kaos4, который заражал компьютеры пользователей, скачивающих порнографию. Несмотря на соблазн привести этот пример в качестве пресловутой "саморегуляции Сети", надо отметить, что с появлением крупных коммерческих сайтов вероятность подобного заражения фактически уменьшилась до нуля.
17Смотри, например: Sykes J. Sex, Censorship and the Internet. http://www.desk.nl/~hksteen/wankgirlworld/sexcensor.html
18Эту точку зрения из серьезных исследовательниц наиболее последовательно проводит Сьюзен Зонтаг в "Порнографическом воображении", а из популярных - Камила Палья в своих многочисленных статьях и книгах (в том числе посвященных непосредственно сексу в Интернете).
19Paglia C. Vamps & Tramps. N.Y., 1995.
20См. данные в ст. Ross A. The Popularity of Pornography // Cultural Studie's Reader. N.Y., 1994.
21Гостевой книгой (от английского Guest Book) называется специальный раздел, существующий на некоторых сайтах, позволяющий пользователю оставить свое сообщение и прочесть сообщения других. Обычно обсуждается содержание сайта, помещенной на нем статьи или другого текста.
22Этим же, кстати, грешат отдельные страницы из классической книги Дворкин, в которых описания зверств и насилий, вызванных порнографией, сами по себе оказываются достаточно садисткими.
23В соответствующие разделы относят также и харрасмент, проистекающий в "реальном мире" по вине мира виртуального: так указывается на то, что если женщина проходит мимо компьютера, на котором ее коллега смотрит скаченное из Сети порно, то это тоже может оскорбить ее.
24ICQ (она же Аська) - популярная компьютерная программа, позволяющая двум пользователям Интернет одновременно находящимся в Сети вступать в беседу, посылаю друг другу небольшие "реплики." Чат - место на сайте, где зашедшие туда пользователи могут общаться похожим образом: реплики одна за другой появляются на экране. Эти два способа, часто сочетаемые друг с другом, являются сегодня самыми распространенными способами общения и знакомства в Сети, придя на смену более ранним IRC и MUD (о виртуальной реальности во времена середины девяностых можно прочесть в содержательной статье: Silverman M. L. Virtual Reality Sex: a case study in gender construction and the ethics of technology. 1995. http://odin.domainnameservers.net/~mitch/vr_sex.html)
25Он-лайн (от английского on-line, "на линии") - то есть общаясь со своими учениками посредством Интернета в режиме реального времени. Примерами он-лайн общения являются упомянутые выше чаты и ICQ. В Рунете получил распространение термин офф-лайн, синонимичный выражению "рельный мир" ("до встречи в офф-лайне"). Вместо нестрого термина "обычная порнография" сетянин сказал бы "офф-лайновое порно".
26Подробнее см. ст. Ferganchick-Neufang J. Virtual Harassment: Women and Online Education // First Monday On-line Magazine. Vol.3 No.2 http://www.firstmonday.dk/issues/issue3_2/fergan/index.html
27Довольно подробно историю одного такого преследования рассказывает Памела Гильберт в своей ст. Gilbert P. On Space, Sex and Stalkers // "Women and Performance", Issue 17. http://www.echonyc.com/%7Ewomen/Issue17/art-gilbert.html. Преследование включало в том числе публикацию в одной из ньюс-групп обнаженного фото жертвы.
28Справедливости ради отметим, что часто достаточно заявить о своем возмущении хамством, чтобы получить причитающиеся извинения. Правила большинства чатов и ньюс-групп не препятствуют крепким выражениям, но запрещают прямые выпада или то, что обижает собеседника. Некоторым образом здесь сетевая общественность достаточно хорошо регулирует себя, позволяя каждому пользователю найти место по вкусу.
29Я прекрасно понимаю, что этот абзац позволяет упрекнуть меня в сексизме (в нем имплицитно утверждается, что женщины слабее мужчин, а также делается необоснованное заявление, что вербальное хамство лучше телесного, на которое я, как мужчина, не имею никакого права). Тем не менее опыт показывает, что при он-лайновом общении мужчины гораздо более восприимчивы к интеллектуальным и этическим доводам, чем при беседах в общественном транспорте или на работе.
30Ник - от английского nickname, прозвище. Сетевое имя, которое берет себе пользователь - навсегда или только для данной беседы.
31Домашняя страница от английского Home Page - страница в Интернете, где пользователь сообщает о себе какую-либо информацию, количество и качество которой может варьироваться от краткого curriculum vitae и черно-белой фотографии до настоящих виртуальных библиотек, коллекций ссылок и так далее. Многие проекты начинались именно как "домашние страницы" - в их числе знаменитый каталог Yahoo!
32"Русская эксгибиционистка Николь", http://nicol.web1000.com
33Точнее, представительства есть у "салонов", предоставляющие их услуги. Ключевое слово "досуг": желающие могут изучить проблему и найти много интересного.
34Вопреки царящей в "реальном мире" уверенности, что из сетевого романа ничего хорошего выйти не может, значительный процент виртуальных любовников в конце концов встречаются в реальном мире, а часть из них даже вступают в брак. Впрочем, идеальный "виртуальный секс", о котором мы говорим дальше, не предполагает встречи в реальном мире.
35Разумеется, проблематика киберфеминизма не ограничивается вопросами сексуальности в Интернете. Подробней о киберфеминизме можно прочитать в классических работах Рози Брайдотти (см. например, Cyberfeminism with a difference. "New Formations". No. 29 (Autumn 1996)). На русском языке эта проблематика представлена в некоторых работах Аллы Митрофановой, а также участниц Кибер-Фемин-Клуба (http://www.cfc.spb.ru/)
36Haraway D. A Cyborg Manifesto // Simians, Cyborgs and Women Free Association Books, London 1990. http://www.stanford.edu/dept/HPS/Haraway/CyborgManifesto.html
37См., например, Butler J. Bodies that Matter: On the Discursive Limits of "Sex". New York &London:Routledge, 1993.
38O'Brien J. Changing the Subject // Women and Performance, Issue 17. (http://www.echonyc.com/%7Ewomen/Issue17/art-obrien.html). Вообще весь этот номер посвящен теме сексуальности в киберпростарнстве.
39Флейм - неконструктивная полемика, проводимая в жестком агрессивном стиле с переходом на личности - иногда преувеличенными. Иногда принимает форму "искусства для искусства", впрочем, довольно часто утомительного для собеседника. Подробнее об этом явлении можно прочесть, например, в ст. Фридман Ю. Вулис Д. Ph.D. и Пользователь Красная Шапочка // Русский Журнал, 18 августа, 1998 года. (http://www.russ.ru/journal/netcult/98-08-18/fridmn.htm)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments