Mary Xmas (maryxmas) wrote in feminism_ua,
Mary Xmas
maryxmas
feminism_ua

  • Music:

про ноги

всплыл вопрос -- а нахуй Вам, собственно, эпилировать ноги?
спросила я у девушки, которая очень удивилась, что для кого-то не очевидна нужла в этой косметической процедуре.

в поисках аргументов (искала, в частности, Дворкиновский Гиноцид, или китайское бинтование ног. не нашла. надо отсканить и выложить) нашла вот что:

Женская сексуальность

В условиях патриархата женская сексуальность постоянно контролируется. Контроль этот оправдывается тем, что женщина ответственна за воспроизводство – она вынашивает и рожает детей.

Мужчина, как известно, не способен делать ни то, ни другое. Практики подавления и контроля женской сексуальности весьма разнообразны, однако условно все их можно свести к «бинтованию ног», описанному Дворкин. Женщина настойчиво «обездвиживается», ослабляется, «детский опыт «боли становления женщиной» придает женской психике мазохистский оттенок» [1], кроме того, женщине неустанно внушается ее объектность – она существует лишь благодаря мужчине, в поле его взгляда (по Лакану женщина – объект а, «симптом мужчины» [2], женщина не обладает сексуальностью, и, грубо говоря, она вообще не существует - «леди, которая исчезает – это именно та женщина, с которой сексуальные отношения стали бы возможны, ускользающая тень Женщины» [3]). То, что использует порнография, показывая женщину как пассивный объект, уподобляя ее животному, жертве, есть лишь незамутненное политкорректностью изображение социальной нормы.
С другой стороны, женщина - это то, в чем заключена опасность, это существо, принадлежащее порядку Реального (которое как жизненная функция соотносимо с фрейдовской категорией потребности: на уровне Реального возникает субъект, которого можно было бы назвать «субъектом потребности», на основе которого формируется воображаемое, или человеческая субъективность, объект желания), а значит - хаотичное, неупорядоченное, но в то же время - весьма притягательное.
Фрейдовское «влечение к смерти» у Лакана становится непреодолимым ожиданием встречи с Реальным. Это ожидание всегда подспудно присутствует, особенно в визуальном ряде, соответствующем фаллической стадии субъекта, которую Жижек сравнивает с кинематографом Хичкока: «То, что мы действительно видим, становится не более чем лживой поверхностью, под которой бурлят извращенные и непристойные причинно-следственные связи – это пространство запретного. Чем больше мы теряемся в тотальной двусмысленности, не зная, где кончается "реальность" и начинается "галлюцинация" (т.е. желание), тем более предательским выглядит это пространство» [4]. Это, конечно, не относится к примитивному порнографическому изображению, но с другой стороны, это – суть «порнографического воображения», в основе которого – безграничная власть, крайнее проявление которой - убийство, но власть не субъекта над жертвой (мужчины над женщиной), а скорее всего, это власть матери, «инстанция, что мешает герою развить "нормальную" сексуальную связь: это материнское суперэго» [5].
Утверждение о том, что Реальное требует выражения, особенно в современном искусстве, можно подкрепить многими примерами, но вот один из самых характерных – слова А. Скидана: «Для меня в поэтике вообще важно то, что Лакан называл "Реальным". Прорыв в Реальное. То же самое для моих эссе, для критических размышлений... я всегда там тоже стремлюсь достичь момента, где этот символический покров прорывается Реальным. Травмой какой-то» [6].
И хотя смерть у Лакана принадлежит порядку Символического [7], ее существование открывается субъекту одновременно с открытием смертоносности образа сексуального партнера (заметим, что субъект для Лакана – мужчина) [8]. Женщина – существо, которое поглощает, как будто содержит в себе Реальное (особенно если принимать во внимание то, что Реальное связывается с пренатальным опытом индивида), существо одновременно угрожающее и притягательное. Отсюда и образ vagina dentata, распространенный в мифологии и искусстве. Например, в легенде индейцев гуахиро, рассказывающей о том, как женщины ели мужчин: «Надо выбить ей зубы, - ответил создатель. И он выбил нашей прабабушке те зубы, которые были у нее во влагалище, и она умерла» [9].



Сноски:



[1] Дворкин А. Гиноцид, или китайское бинтование ног // Антология гендерной теории – Мн.: Пропилеи, 2000. С. 27.
[2] Woman // Evans D. An Introductory Dictionary of Lacanian Psychoanalysis. –London, NY: Routledge. P.221.
[3] Жижек С. Глядя вкось - http://www.ukma.kiev.ua/pub/MWT/Text/Zizek/zizek_2.htm
[4] Жижек С. Глядя вкось - http://www.ukma.kiev.ua/pub/MWT/Text/Zizek/zizek_2.htm
[5] Жижек С. Глядя вкось - http://www.ukma.kiev.ua/pub/MWT/Text/Zizek/zizek_2.htm
[6] Голоса, отпущенные на волю. Интервью с Александром Скиданом- http://www.vavilon.ru/textonly/issue0/skidan.htm
[7] Death // Evans D. An Introductory Dictionary of Lacanian Psychoanalysis –London, NY: Routledge. P. 31.
[8] Death // Evans D. An Introductory Dictionary of Lacanian Psychoanalysis –London, NY: Routledge. P. 31.
[9] Мифы индейцев Южной Америки. - СПб.: Издательство Европейского Дома, 1994
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments