Mary Xmas (maryxmas) wrote in feminism_ua,
Mary Xmas
maryxmas
feminism_ua

Categories:

почему женщинам полезно бегать на сторону

Достоинства распущенности
Салли Лерман, Альтернет
22 июля 2002 г.

"Распущенное" поведение идёт на пользу всему виду – именно таков вывод новой волны исследований эволюционных движущих сил, лежащих в основе сексуальности и воспитания детей.

Женщины по всему миру самоотверженно вступали в интимные связи вне брака. И делали они это довольно долгое время и в силу весьма уважительных причин. Антропологи говорят, что женский промискуитет усиливает связи внутри общины и улучшает генетический фонд.
Как показало исследование антрополога из Пенсильвании Стивена Бекермана, принцип, что у ребёнка может быть, а в идеале и должно быть больше одного отца, приемлем в более чем 20 племенных обществах. «Стоит присмотреться, и начинаешь видеть это во множестве мест» – говорит Бекерман, который, будучи одним из составителей недавно вышедшей книги «Культуры множественных отцов», ознакомился с десятками отчётов по племенам в Южной Америке, Новой Гвинее, Индии и Полинезии.

Менее чем 50 лет назад женщины племени Канела, живущего в Амазонской Бразилии, во время праздничных ритуалов предавались любовным утехам с 40 мужчинами по очереди. Когда приходило время завести ребёнка, женщина выбирала из этих мужчин десяток пришедшихся ей по душе любовников, чтобы они помогли её мужу выполнить это крайне важное задание. Даже в наши дни, когда в результате своих развлечений замужние дамы из племени Бари в Колумбии и Венесуэле обзаводятся ребёнком, то с гордостью оглашают длинный список вероятных отцов.

Другими словами, расхваливаемая эволюционная сделка – женская верность за еду (концепция, которую эволюционные психологи выдвигали с прискорбным постоянством) -- просто не подтверждается.

"Эта модель – пара, которая вместе, пока смерть не разлучит их, и с сексом только в миссионерской позиции, – всего лишь крохотная часть человеческой истории," – говорит антрополог Кристен Хокс, посвятившая годы изучению собирательских обычаев парагвайского племени Ахе и северно-танзанийского племени Хадза, которые тоже высоко ценят богатую любовную жизнь. "Человеческая сексуальность намного более разнообразна".

В американских колледжах студентов до сих пор учат, что человеческое общество основано на вековечном экономическом договоре между полами: мужчины охотятся, а женщины воспитывают детей. Отцы обеспечивают семью мясом, а в обмен на это матери предлагают верность и гарантию отцовства. Мужчины – которые производят миллионы сперматозоидов – заядлые бабники, а барышни, которые ограничены относительно небольшим количеством яйцеклеток, нуждающихся в значительных вложениях ресурсов, более склонны перебирать и скромничать. Поэтому мужчины в силу своей биологии предрасположены распространять своё семя чем шире, тем лучше, а женщины сосредоточены на поисках идеального папы.

"Найденные свидетельства – ощутимый щелчок по носу для исследователей с подобными взглядами," – полагает Бекерман.

Антропологи утверждают, и имеют для этого веские основания, эволюция потихоньку подталкивала женщин к промискуитету и сексуальным авантюрам. У всех хорошо изученных приматов самки демонстрируют тенденцию к полиандрии, когда у них есть такая возможность. Те самки, которые ходят на сторону, чаще более плодовиты, а потомство от разных отцов имеет больше шансов на выживание. Супружеская неверность помогла нашим праматерям обеспечить своим малышам успех в выживании – сексуальный эквивалент чтения им на ночь или занятий в школьном шахматном клубе.

"Женщины склонны делать то, что способствует благополучию их детей," – говорит Хокс.

В отличие от модели «секс за еду», в тех группах, которые изучает Хокс, множественные и разнообразные сексуальные отношения имеют мало общего с пополнением запасов. Обычный охотник Хадза, который может принести в племя крупную тушу не чаще, чем раз в месяц, должен делиться своей добычей со всеми. Его жена и дети тоже стоят в этой очереди. Дополнительные сексуальные партнёры добавляют некоторое генетическое разнообразие. Но, по словам Хокс, женщины склонны поддерживать отношения с несколькими мужчинами, в первую и главную очередь, ради безопасности – сильные эмоциональные связи матери с более чем одним мужчиной обеспечивают дополнительную пару рук защиты в опасные времена.

В обществе Бари женской неверности способствуют экономические причины. Все дети в племени Барии, у которых отцов было больше, чем один, имели больше шансов выжить и стать взрослыми, поскольку в голодные годы отцы поддерживали их небольшими подарками – рыбой и дичью. Много пап также могли помочь обеспечить здоровье ребёнка. Когда малыш (будь то сын или дочка) заболел, отец обдувает его тело табачным дымом, поэтому чем больше добровольцев, тем лучше.

Пожилые дамы в племени Бари посмеиваются и подначивают друг дружку, обсуждая длительность жизни своих любовников. Но они не одни получили удовольствие. Мужчины тоже были не в накладе. В силу разных обстоятельств мужчины племени Бари не могут рассчитывать на долгую жизнь. Это венесуэльское племя страдает от малярии и туберкулёза, и вплоть до 1960 года оно постоянно подвергалось нападкам со стороны землевладельцев, нефтяных компаний и фермеров, поселившихся в этом регионе. Большинство жертв составляли мужчины в репродуктивном возрасте. "Ты знаешь, что если ты умрёшь, есть какой-то другой мужчина, который несёт определённое обязательство заботиться, по крайней мере, об одном из твоих детей," – объясняет Бекерман. "Поэтому единственная гарантия, которую ты можешь обеспечить, – это смотреть в другую сторону, когда твоя жена выбирает себе любовника, или даже благословить её".

Даже эволюционные психологи, отважные защитники модели «мясо-за-верность», начинают признавать преимущества "развратного" поведения женщин. Дэвид Басс, психолог из Техасского Университета, выдвигает концепцию "партнёрской гарантии", как он это называет, концепцию резервного партнёра, который в случае, если основного мужчина-партнёр не выживает, займёт его место.

Однако социальное одобрение неверности не приводит к соответствующему обесцениванию брака. "Они очень, очень преданные," – говорит соавтор Бекермана Пол Валентайн про племя Куррипако, которое живёт на границе между Колумбией и Венесуэлой. В этом племени уверены, что зачатие – это процесс, требующий огромной работы, и мужчины ставят себе в заслугу свои совместные труды. "Они говорят, мол, чтобы завести ребёнка, надо немало потрудиться," говорит Валентайн, – "и выглядят они при этом весьма самодовольно".

Психологические данные подтверждают теорию, что женщины столетиями бегали налево. Для начала, мужчины эволюционировали таким образом, чтобы состязаться в половых путях своих партнёрш. У мужчин крупные яички, которые производят большое количество семени, особенно когда они воссоединяются со своими супругами после разлуки. В состав их спермы входят сперматозоиды со спиралевидным хвостиком, которые блокируют, вместо того, чтобы пробиваться вперёд. По результатам одного исследования, женщины сотрудничают, когда хотят того – более часто со своими любовниками, чем со своими партнёрами. По данным британского сексолога Р. Робина Бейкера, после оргазма в теле женщины удерживается несколько большее количество спермы, и в спазмах удовольствия она втягивается через шейку прямо в матку.

Однако Дэвид Басс возлагает бОльшую часть вины за всю эту «охоту к перемене мест» на парней. Как он формулирует, мы имеем один итог –сперма дешева, а яйцеклетки дороги. Он цитирует собственные исследования от 1993 года по поведению студентов младших курсов колледжа. Женщины говорили, что в течение жизни у них будет до пяти партнёров. Мужчины в разных опросах указывали количество от 18 до 1000 человек. Конечно, представители обоих полов могут практиковать случайные сексуальные связи, как, впрочем, и держаться всю жизнь одного партнёра. Но, как утверждает Басс, мужчины склонны к разнообразию, а женщины в большинстве случаев остаются верны постоянному, надёжному добытчику. Как он говорит, "Обычно в обоих случаях у женщин высокие стандарты; а вот мужчины готовы опустить планку (для кратковременных партнёрств), до тех пор, пока она в состоянии бормотать".

Антропологи в этом не так уверены. Некоторые из них утверждают, что современное внимание к женской моногамии гораздо больше связано с социально-экономическими тенденциями, чем с эволюционными инстинктами.

Внебрачные связи были обычным образом жизни в племени Канела – до вторжения пришельцев. "Множество любовников было одной из составляющих их образа жизни. Это развлечение, как скачки и бега. Всё делается в духе радости и удовольствия," – говорит Уильям Крокер из Смитсонианского Института, который изучает это бразильское племя с 1957 года. Когда женщина беременела от своего мужа, то отправлялась на поиски ещё, как минимум, пяти "отцов" для своего будущего малыша. Поскольку в этом племени верили, что каждая частица семени давала что-то младенцу, преданная мама искала в своих любовниках желаемые черты: сексуальные умения, красивая внешность, ораторское мастерство, певческий талант – и, конечно, умелый добытчик.

Как говорит Крокер, сексуальные обычаи племени Канела стали исчезать с приходом торговцев, которые принесли с собой материальные ценности, такие, как мачете, топоры, кастрюли и сковородки, внедряя идею исключительной личной собственности. Потом пришли миссионеры. Проповедники, прибывшие сюда в начале 1970-ых, перевели Библию на канеланский язык и внесли свою лепту в разрушение сексуальной близости этого племени.

Та же ситуация повторяется и в племени Барии, поскольку там миссионеры вводят сельские католические ценности. Как говорит Бекерман: "Я полагаю, это не значит, что они стали меньше ходить на сторону, это значит, что отцы не принимают на себя за это ответственность, а матери это не признают."

Современные отношения не так уж сильно отличаются от вышеописанного. Возможно, частые случаи походов налево, повторные браки и уровень разводов связаны не так с современностью, сколько с нашим коллективным сексуальным прошлым. "Это делает то разнообразие, которое мы видим в современном обществе, намного более понятным," – говорит Хокс.

Если антропологи правы, моногамность может с равным успехом идти не на пользу эволюции человечества или же быть адаптацией к современной жизни. Или – что тоже возможно – нуклеарная семья всегда была больше идеалом, чем реальностью.


оригинал тут
Переведно и выложено с разрешения ресурса alternet.org.
Tags: история, секс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments