Mary Xmas (maryxmas) wrote in feminism_ua,
Mary Xmas
maryxmas
feminism_ua

Categories:

МУЖСКОЙ СПРОС НА СЕКСУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

МУЖСКОЙ СПРОС НА СЕКСУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Ильви Йыэ-Каннон, редактор
Перевод на русский язык: Юлия Коваленко
Таллинн 2005


Предисловие

Данный документ разработан в 2004 году Эстонским центром исследования женских проблем и ресурсов (ENUT) в сотрудничестве с Коалицией против торговли женщинами (CATW) в рамках балтийского проекта против торговли людьми. Основная цель данного проекта - привлечь внимание к проблемам легализации и декриминализации сексуальной индустрии и спросу на сексуальные услуги. Руководителем международного проекта является директор Коалиции против торговли женщинами, находящейся в США, Дженис Реймонд; руководителем европейского - проекта Малка Маркович, президент Движения за ликвидацию проституции и порнографии (МАРР) и в Балтийских странах - Ильви Йыэ-Каннон, директор ENUT.

Хочу выразить огромную благодарность всем, кто прочитал и высказал свое мнение относительно первоначального варианта этого документа. В первую очередь это: Дженис Реймонд и Малке Маркович, а также балтийские партнеры Эдита Калнине из Коалиции за гендерное равноправие в Латвии (Latvijas Dzimumu lidztiesibas apvieniba) и Довиле Рукайте из Информационного центра по женским вопросам (Moteru Informacijos Centras) из Вильнюса, Литва. Много ценных предложений внесла сотрудник Министерства социальных дел Эстонии Кристина Лухт.

Неоценима в данном проекте и роль моей ассистентки Карин Юргенс.

В заключение, отмечу, что осуществление данного проекта стало возможным благодаря финансовой поддержке Бюро по мониторингу и борьбе с торговлей людьми Министерства иностранных дел США.

Ильви Йыэ-Каннон
2005, Таллинн

МУЖСКОЙ СПРОС НА СЕКСУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ:

Что такое торговля людьми?
Протокол о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, также известный как Палермский протокол, определяет торговлю людьми как «осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы насилия или его использования либо других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью, уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей, извлечения выгоды для получения согласия лица, контролирующего другое лицо» (ст. 3а). Важной частью определения является также положение Ст. 3b, в котором говорится о том, что согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию не принимается во внимание.

Когда был подписан Палермский протокол?
Большинство из 148 стран, собравшихся в Палермо, Италия, подписали данный протокол на месте в декабре 2000 года.

Ратифицировали ли Эстония, Латвия и Литва Палермский протокол?
Да, Эстония ратифицировала протокол 10 марта 2004 года, Латвия - 23 апреля 2003 года и Литва - 22 апреля 2003 года.

Для чего необходим этот протокол?
Существуют данные, что торговля людьми ежегодно приносит прибыль в размере 10 миллиардов долларов США, затрагивает жизни примерно 4 миллионов людей, которые перемещаются из одной страны в другую, а также внутри стран. Многие торговцы людьми являются членами организованных криминальных группировок. Например, по различным оценкам, около 5000 организованных преступных группировок составляют т. н. Русскую мафию из которых, по крайней мере 200 имеют связи в 30 различных странах. Эти группировки контролируют банки, отмывание денег, наркоторговлю, торговлю оружием и сексуальную индустрию.

Торговлей людьми занимаются лишь большие синдикаты?
Нет. Конвенция против транснациональной организованной преступности определяет, что «организованную преступную группировку могут составлять 3 или более лиц, занимающихся общей определенной деятельностью». Различные исследования свидетельствуют о том, что очень часто женщины становятся проститутками через своих мужей, друзей и любовников, которые продают своих подруг в бордели или вербуют мужчин из своего круга общения для совершения преступления, т.е. половых актов, совершающихся с коммерческой целью.

А если человек согласен себя продать?
В данном случае Протокол считает, что такое согласие человека не имеет значения. Таким образом, бремя доказательства невиновности лежит не на жертве, даже если она подтверждает свое согласие.

Как следует относиться к пострадавшим от торговли людьми?
В соответствии с Протоколом пострадавшие от торговли людьми, особенно женщины в проституции, не являются преступницами, а жертвами преступления, которые нуждаются в защите.

Что можно сделать для жертвы торговли людьми?
В Протоколе подчеркивается необходимость оказания помощи жертвам торговли людьми и одобряется эффективная превентивная деятельность, межгосударственное сотрудничество в судопроизводстве по таким делам и в законотворчестве.

Что является основной причиной торговли людьми?
Большинство жертв торговли людьми - это женщины и дети, которых продают в проституцию.

Почему нельзя рассматривать торговлю людьми отдельно от проституции?
Очевидно, что торговлю людьми невозможно отделить от проституции так как без проституции не существовало бы и сексуального рабства. Палермский протокол признает, что большинство людей продают с целью проституции и других форм сексуального рабства. Протокол ООН следует положениям предыдущих документов по правам человека ООН, таких как Конвенция по предотвращению всех видов дискриминации против женщин (CEDAW) и аболиционистская конвенция 1949 года О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, и не разграничивает торговлю людьми и проституцию.

Может ли торговля людьми иметь место внутри страны?
Да. Женщины и дети, которых продали с целью проституции и насильственного труда внутри их собственной страны, также защищены положениями Протокола. Ключевым элементом является наличие цели эксплуатировать человека, а не ограничить свободу его передвижения внутри страны или за ее пределами.

Каковы особенности Протокола в сравнении с положениями других конвенций о торговле людьми?
Протокол является первым документом ООН, обращающим внимание на спрос, который является причиной того, что женщин и детей продают в рабство. Он также призывает государства принимать меры, включая правовые, нацеленные на предотвращение возникновения такого спроса.

Какие действия должны осуществлять Эстония, Латвия и Литва являясь участницами Протокола?
Большинство жертв из этих стран продаются с целью сексуальной эксплуатации, чаще всего проституции. В законах каждой из них имеются положения, касающиеся вопросов проституции. Ратифицировав Протокол, Балтийские страны согласились с его положениями и взяли на себя обязательство принять законы необходимые для имплементации положений Протокола в национальное законодательство.

Не будет ли лучшим решением проблемы легализовать проституцию, ведь она существовала всегда?
Нет. Имеющийся опыт некоторых стран свидетельствует о том, что легализация проституции не только не решает проблему, а наоборот еще больше усугубляет ее. Легализация, декриминализация или урегулирование проституции государством приводит к санкционированию всех аспектов сексуальной индустрии. Легальными станут не только действия женщины, но и покупателя. Сутенеры превратятся в бизнесменов и зарегистрированных в рамках закона предпринимателей, занимающихся бизнесом по продаже женского тела и половых актов. Бордели, секс-клубы, массажные салоны и иные места, в которых происходят действия, связанные с проституцией, превратятся в учреждения, специализирующиеся на сексуальной индустрии. При ее легализации и декриминализации «грязные» деньги будут становиться «чистыми». Нелегальные действия превращаться в легальные.

В реальности в странах, где сексуальная индустрия легализована или декриминализована, например в Австралии, наблюдается всплеск нелегальной проституции. Покупатели выказывают пожелания покупать детей, «экзотических» женщин из других стран, совершать половые акты, которые могут быть запрещены законом. Более того, многие женщины предпочитают работать нелегально, чтобы не регистрироваться и не иметь постоянную запись о том, что они работали проститутками.

Разве благодаря легализации проституции мы не установим контроль над нею?
В противоположность широко распространенному мнению, легализация усиливает сексуальную индустрию. После того как в Нидерландах в 2000 году сутенерство было легализовано, а бордели декриминализованы, сексуальная индустрия возросла там на 25%. Ассоциации, занимающиеся сексуальным бизнесом, и организации, способствующие развитию этой индустрии, для достижения своих целей активно сотрудничают с государством.

Подобная тенденция резкого роста сексуальной индустрии была отмечена в провинции Виктория в Австралии после того, как этот род деятельности был узаконен. В дополнение к проституции иные формы сексуальной эксплуатации, такие как танцы на столах, центры садомазохизма, подглядывание за совершением полового акта в качестве шоу, секс по телефону и порнография стали быстро развиваться и приносить огромнейшую прибыль самой индустрии и государству.

Разве легализация не будет способствовать облагораживанию женщин, занимающихся проституцией и их профессии?
Нет, не будет. Облагораживание проституции как работы не облагораживает самих женщин, занимающихся ею. Зачастую люди не осознают, что декриминализация означает декриминализацию всей сексуальной индустрии, а не только женщин занимающихся этой работой. Легализация не стирает позорного пятно с женщины. Вынужденные зарегистрироваться они теряют анонимность и становятся более уязвимыми в глазах общественного мнения.
Легализация проституции означает, что государство устанавливает правила, при помощи которых оно может контролировать такой класс женщин, как проститутки.

Разве к женщинам, занимающимся проституцией, не будут лучше относиться, если их профессию легализуют?
Различные исследования, проведенные среди жертв коммерческой сексуальной эксплуатации, показывают, что учреждения, действия которых связаны с проституцией, легальные или нелегальные, практически не предпринимают никаких мер по защите женщин. Исследование, в ходе которого были проинтервьюированы жертвы торговли людьми в 5 странах, показывает, что 80% этих женщин подвергались физическому насилию со стороны сутенеров и покупателей в независимости от того, была это легальная индустрия или нелегальная. Обычно интерес и желание покупателя ставится выше, чем желание проститутки. Учреждения, занимающиеся проституцией не предпринимают практически никаких мер для защиты своих сотрудниц. Существующие в борделях «Правила безопасности и охраны» не защищают женщин от возможного насилия. В проституции сексуальная эксплуатация и насилие рассматриваются, как относящиеся к сексу и часто допускаются в качестве неотъемлемой части услуги.

В условиях узаконенной проституции мужчины являются покупателями на рынке сексуальных услуг, а женщины находясь в условиях жесткой конкуренции вынуждены позволять клиентам совершение полового акта с ними с применением жестокости, нанесением физических повреждений и вызова боли.
Даже женские репродуктивные способности могут стать продаваемым товаром. В частности, на некоторых мужчин очень возбуждающе действует беременность, и во время полового акта они даже требуют грудного молока.

Разве при легализованной системе женщины-проститутки не будут защищены от всевозможных инфекционных заболеваний?
При легализованной системе женщины-проститутки обязаны проходить постоянный медицинский контроль. Однако такая обязанность не налагается на их клиентов. Но ведь именно мужчины - покупатели услуг могут заразить и заражают женщин, которых они купили, всевозможными инфекциями. К сожалению, проекты, требующие от проституток прохождения медицинского контроля, защищают, прежде всего, покупателей, а не самих женщин. В противном случае прохождение медицинского контроля было бы обязательным и для мужчин. Столь же неэффективной является и так называемая «политика кондома». Исследование проституции в США выявило следующие факты: 47% женщин, занимающихся проституцией, столкнулись с тем, что мужчины ожидали полового сношения без применения кондома, 73% сообщили, что мужчины были согласны заплатить больше за половой акт без кондома, и 45% женщин подверглись насилию, после того, как потребовали безопасного секса.

Разве легализация проституции не поможет прекратить эксплуатацию женщин пострадавших от торговли людьми?
Наоборот, легализация поможет торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации. Исследование, проведенное в 1999 году в Нидерландах, где проституция является легальным бизнесом, выявило, что 80% женщин, работающих в местных борделях, были проданы с целью сексуальной эксплуатации из других стран. В Германии, где первые шаги по легализации проституции были предприняты в 1980 году, за 10 последующих лет количество женщин, проданных из других стран с целью проституции, выросло на 75%. После падения Берлинской стены около 80% из 10 000 женщин, проданных в Германию для проституции, составили выходцы из стран бывшего советского блока.

Что касается тайной, незаконной и уличной проституции, разве легализация не прекратит такую деятельность?
Есть много причин, по которым легализация не сможет положить конец такой деятельности. Многие женщины занимаются уличной проституцией потому, что не хотят быть контролируемыми и эксплуатируемыми со стороны сутенеров. Другие не хотят регистрироваться и проходить медицинский контроль. Некоторые считают, что имеют больший контроль над своей деятельностью, когда не связаны с конкретным помещением. Не убедителен и аргумент о том, что легализация отстранит от сексуальной индустрии криминальные элементы. Реальный всплеск проституции в Австралии произошел как раз в нелегальном секторе. В период 1998 – 1999 количество нелицензированных борделей в Виктории утроилось, и все они продолжают безнаказанно действовать по сей день. В Сиднее, где количество борделей увеличилось в три раза за 4 года, большинство новых увеселительных заведений действует без лицензии.

Как обстоят дела с детской проституцией?
В Нидерландах проституцию было решено легализовать также в надежде на решение проблемы детской проституции. По оценкам находящейся в Амстердаме организации «Права детей» в период 1996 – 2001 количество детей, вовлеченных в проституцию, увеличилось почти на 300%, т.е. с 4 000 выросло до 15 000. Имеются основания полагать, что из них 5 000 были проданы из других стран. В Виктории число детей, занимающихся проституцией, также заметно выросло по сравнению с австралийскими провинциями, где проституция не была легализована.

Разве взрослая женщина не имеет права выбирать, какой деятельностью заниматься, и если она хочет быть проституткой, быть ею?
Всевозможные исследования показывают, что большинство женщин-проституток не выбрало бы свою «профессию» при наличии следующих вариантов: юриспруденция, медицина, педагогика, политика. Чаще всего занятие проституцией обуславливалось необходимостью собственного выживания и выживания детей. Будет не лишне заметить здесь, что женщина-проститутка вынуждена мириться с весьма ограниченными возможностями выбора и окружающим ее неравноправием, т.к. клиент – король и он платит!

Исследование, проведенное среди группы служащих правоохранительных органов выявило, что 67% из опрошенных убеждены, что женщины не становятся проститутками добровольно. 72% социальных работников тоже полагают, что женщины становятся проститутками не по собственной воле.

Несомненно, нельзя игнорировать и тот факт, что есть небольшое количество женщин, которые хотят стать проститутками. Но ведь есть и те, кто добровольно употребляет наркотики, в то время, как большинство из нас понимает, что это опасно и вредоносно. Тем самым мы признаем, что главное не согласие человека, а тот вред, который ему причиняется.

Разве женщины-проститутки не получают удовольствие от секса?
Это один из мифов связанных с проституцией. Взгляды на проституцию, сама доктрина, основываются на ложном представлении о том, что «женщинам это нравится». Когда клиент задает вопрос: «Тебе понравилось?», женщина-проститутка вынуждена бесконечно лгать, чтобы ублажить мужчину. Более того, учитывая, что основным назначением проститутки является ублажить клиента, а также, что в большинстве случаев женщина находится под полным контролем сутенера, торговца людьми или хозяина борделя, которые принуждают ее лгать при помощи экономических санкций, угроз и насилия у нее нет иного выхода.

Что сами проститутки думают по поводу легализации?
Исследования и интервью с проститутками свидетельствуют о том, что сами они против легализации, более того, они не хотели бы, чтобы их родственники и друзья зарабатывали деньги, продавая себя. Это правда, что существуют группы и организации, якобы представляющие интересы женщин занятых в сексиндустрии, которые выступают за легализацию и причисление проституции к рангу работы. Однако имеются неоспоримые доказательства того, что на самом деле такие группы преследуют исключительно свои скрытые цели. Например, исследуя деятельность такой известной в США организации как COYOTE , было выяснено, что на самом деле эта организация не оказывает каких-либо услуг проституткам, но финансируется сексуальной индустрией Калифорнии и выступает на публике с заявлениями и утверждениями, выгодными своим «спонсорам».

Если бы проституция была легальным занятием, государство смогло бы получать прибыль с такой деятельности, разве это плохо?
Последствия будут весьма печальны и пагубны, так как государство будет становиться все более и более зависимым от сексуальной индустрии. Если же проституток приравнять к рабочим, то, в результате государство можно будет обвинить в неспособности обеспечить женщинам достойную и постоянную работу.

Если легализация и запрет являются неэффективными методами контроля за проституцией, что же тогда следует делать?
Альтернативным вариантом является криминализация спроса, т.е. наказание покупателей. На протяжении долгого времени мужчины, покупающие услуги проституток, были невидимы. Они не подвергались исследованиям, анализу, ответственности и наказанию за свои деяния. Внимание нужно обратить в первую очередь на них!

Что означает «спрос»?
В словаре дается следующее определение: «претензия» или «стремление обладать чем-то с возможностью приобретения».

Палермский протокол является первым документом ООН обращающим внимание на спрос в контексте торговле людьми. Так как большинство из тех, кто покупает женщин или мужчин (в основном детей-мальчиков), представляют лица мужского пола, шведское законодательство определяет проституцию как мужское насилие по отношению к женщине как таковое и запрещает покупку сексуальных услуг. Тем не менее, закон гендерно-нейтрален, т.е. распространяется на любых покупателей (несмотря на то, что ни одна женщина не была на этом поймана и наказана) и любые жертвы - как мужчины, так и женщины, коммерческой сексуальной эксплуатации. Более того, исследования выявили, что к мужчинам и мальчикам в проституции относятся так же, как к женщинам, в том смысле, что с ними обращаются так же, их так же унижают и подавляют.

Какие меры необходимо принимать для решения проблемы спроса?
В Швеции был принят закон, в котором признается, что без мужского спроса не было бы предложения на поставку женщин. Швеция признала, что проституция является формой мужского насилия над женщинами и детьми, и поэтому покупка сексуальных услуг является уголовно наказуемым деянием.

На чем основывается шведское законодательство, утверждая, что женщины-проститутки подвергаются насилию?
Исследования, целью которых было изучение сексуальных контактов проституток, выявили, что в большинстве случаев половой акт с проституткой происходит с использованием насилия, унижения и жестокости. Женщина-проститутка не может контролировать половой акт, совершаемый на коммерческой основе. Проститутка обязана делать то, чего требует от нее клиент. Исследование также свидетельствует о том, что многие проститутки вынуждены совершать половые акты, в ходе которых их прижигают сигаретами, режут бритвенными лезвиями, привязывают к кровати, наносят телесные повреждения, а также обслуживать целые группы клиентов. Сексуальные отношения, а также насилие, которому подвергаются проститутки, имеют временные и продолжительные последствия для здоровья женщины. Когда проституция как деятельность принимается и дозволяется, можно полагать, что мужчины получают доступ к телу женщин-проституток, предназначаемому для оказания сексуальных услуг. Такое представление об односторонней мужской сексуальности является репрессивным представлением о сексуальности в целом и противоречащим принципам гендерного правноправия.

Что понимается под криминализацией покупки сексуальных услуг?
Это означает, что покупка сексуальных услуг запрещена и наказывается законом.

Фокусируясь на спросе, не игнорируем ли мы всю сложность коммерческих сексуальных отношений?
На самом деле, это очень сложная проблема, но ее сложность не должна служить оправданием бездействия. Мужской спрос - не единственная причина существования проституции. Государственная и международная политика с их планами действий; глобализация; организованная сексуальная индустрия; государства, находящиеся в финансовом и политическом кризисе; женщины, живущие в нищете, которые в первую очередь становятся жертвами сутенеров и вербовщиков; расистские мифы и стереотипы; неравноправие женщин с мужчинами – все это способствует процветанию всемирной сексуальной эксплуатации. Однако, именно мужской спрос на такие услуги является основной причиной роста сексуальной индустрии, и без него поставка женщин на рынок сексуальных услуг была бы крайне невыгодной для сутенеров и торговцев людьми. Нет оснований сомневаться в том, что без спроса сексуальный рынок попросту обанкротится.

Почему мужчины, покупающие сексуальные услуги и тем самым формирующие спрос, до сих пор оставались без внимания?
Одной из причин, несомненно, являются всевозможные мифы, которые рационализируют или извиняют мужчин. Все мы слышали такие высказывания, как: «все они приличные мужчины, которым хочется немного невинно развлечься», «это неизбежный результат естественных мужских инстинктов», «проституция защищает «хороших» женщин от изнасилования», «биологические потребности мужчин отличаются от женских потребностей, и им необходимо иметь несколько женщин для удовлетворения своих потребностей», «это способ пробуждения сексуальной активности у мужчин и мальчиков» и «мужчины позволяют этим женщинам зарабатывать на жизнь».

Это выдумки, а не факты. Сексуальная индустрия поддерживает существование таких мифов для того, чтобы оправдать свое существование и поддержать «товар». К сожалению, многие мужчины, использующие и издевающиеся над проститутками, оправдывают свое поведение именно такими мифами.

Кто эти «невидимые» мужчины, формирующие спрос?
Исследования показывают, что мужчины покупающие сексуальные услуги принадлежат ко всем национальным группам, расам, профессиям и видам деятельности, ко всем возрастным группам. Большинство из них женаты.

Существует ли какая-либо статистика, касающаяся количества покупателей сексуальных услуг в Европе?
По данным шведского Министерства индустрии за 2003 год, один из восьми мужчин пользуется услугами женщин и детей-проституток. Недавно на международной конференции в Италии было выявлено, что один из шести итальянцев прибегает к услугам проституток. По словам немецкого судебного, психолога 18% немецких мужчин регулярно платят за секс, а в одной докторской диссертации приводятся данные о том, что в Германии один миллион клиентов покупают женщин для сексуальных действий ежедневно. По данным исследования проведенного в 1997 году в Великобритании 10% мужского населения Лондона покупают женщин для получения сексуальных услуг. По данным исследования, проведенного в Швеции, чаще всего к услугам проституток прибегают мужчины, у которых было много сексуальных партнерш. Этот факт рушит миф о том, что к услугам проституток прибегают одинокие, а также сексуально непривлекательные мужчины, не имеющие иных возможностей для удовлетворения своих сексуальных потребностей.

В исследовании, проведенном в 2003 году в Эстонии, было выявлено, что 12% эстонских мужчин когда-либо посещали бордель, из которых два процента можно считать завсегдатаями, посещающими бордели несколько раз в год, а 0,6% посещают бордели ежемесячно.

Чего требуют покупатели сексуальных услуг?
В государственном отчете Таиланда говорится о том, что проститутки не имеют возможности контролировать свою деятельность. В исследовании, проведенном в США говорится о том, что от женщин ожидается полное подчинение покупателю и исполнение всех его желаний и прихотей. Действия могут подразумевать под собой все, начиная от нанесения вербальных оскорблений клиенту и заканчивая получением ожогов от сигарет, порезов опасной бритвой, физическим насилием и сексуальным контактом без кондомов.

Как шведское законодательство относится к торговле людьми?
Проституция и торговля людьми рассматриваются как преступные деяния, которые не могут и не должны рассматриваться отдельно одно от другого. Закон гендерно-нейтрален и является основой всеобъемлющей шведской стратегии борьбы с проституцией и торговлей людьми.

Как шведская общественность отнеслась к этому закону?
Закон вступил в силу 1 января 1999 года и получил сильную поддержку со стороны общественности. По данным опросов 80% шведов поддерживают этот закон.

Поддерживают ли женщины, занимающиеся проституцией этот закон?
Шведские неправительственные организации, оказывающие помощь проституткам, сообщают о том, что с момента вступления закона в силу все больше и больше женщин занимающихся проституцией, обращаются к ним за помощью.

Имеет ли этот закон иные полезные последствия?
Да, само существование этого закона оказывает огромную поддержку легко уязвимым молодым женщинам, рискующим попасть в руки сутенеров и торговцев людьми. С момента вступления закона в силу уменьшилось количество уличных проституток, а общее число проституток сократилось на 50%.

Значит ли это, что проституции стала подпольным бизнесом?
По данным шведской полиции, нет оснований полагать, что проституция стала подпольным бизнесом или ее уровень вырос в секс-клубах, бюро по предоставлению эскорт-услуг или борделях. Напротив, в странах, где допускается и всячески поддерживается существование сексуальной индустрии и предпринимательства, внимание обращается лишь на уличную проституцию, а иные связанные с проституцией места и заведения, инициаторы и нарушители могут быть подвергнуты наказанию, а следовательно стараются быть невидимыми.

Оказал ли этот закон влияние на торговлю людьми?
По словам шведской полиции, закон охладил пыл торговцев людьми. Шведский государственный чиновник по вопросам, связанным с торговлей людьми, чиновник, ответственный за сбор данных во время ведения следствия и вынесения приговора, в делах о торговле людьми в Швеции, отмечает в своих отчетах за 2003 и 2004 годы наличие признаков того, что закон оказывает прямое воздействие на ограничение торговли людьми с целью проституции в Швеции. Если бы не закон, Швеция переживала бы в данный момент огромный всплеск поставок российских женщин для работы в сексуальной индустрии, как то происходит в Норвегии и Финляндии. Очевидно, что закон оказывает сдерживающее воздействие.

Используются ли в Швеции методы, направленные на предотвращение торговли людьми?
Швеция концентрируется на предотвращении спроса на сексуальные услуги посредством проведения публичных программ и мероприятий, таких, как кампания, направленная против торговли людьми и проституции во время проведения автомобильных гонок, которые, как правило, пользуются большой популярностью среди мужского населения Швеции, являющихся потенциальными и реальными покупателями женщин для сексуальных развлечений. Проводится также кампания, в ходе которой в общественном транспорте и терминалах были размещены плакаты и постеры предупреждающего характера. Например, на одном из плакатов изображен хорошо одетый шведский секс-турист, носящий обручальное кольцо, который едет в Прибалтику. Надпись гласит: «Пришло время выгнать маленьких людей из Прибалтики». На другом плакате изображен молодой человек, ищущий порносайты в Интернете, текст: Все больше шведских мужчин делают свои покупки по Интернету».

Какие еще меры, направленные на предотвращение проституции, могут быть предприняты?
Профсоюзы могли бы разработать и принять стратегический план действий, направленный на предотвращение спроса на проституцию, вместо того, чтобы рассматривать проституцию как работу. Им стоило бы взять на вооружение пример Датской конфедерации профсоюзов, которая запрещает своим членам пользоваться услугами проституток, когда они находятся в деловых поездках за границей, представляя профсоюз. Этический кодекс норвежских чиновников включает в себя пункт, запрещающий им покупать сексуальные услуги, находясь при исполнении своих служебных обязанностей.

Как обстоят дела с армией, где служат в основном мужчины, которых отправляют на различные задания по всему миру?
На саммите в июне 2004 года лидеры НАТО одобрили политику «нулевой толерантности» со стороны своих войск, направленную на предотвращение торговли людьми. Частью этой стратегии является пункт, запрещающий лицам, находящимся под контролем и командованием НАТО, быть вовлеченными или содействовать торговле людьми или современному рабству. Некоторые страны, например США, запрещают своим офицерам не только иметь сексуальный контакт с проданными женщинами, предполагая наличие различий между проституткой и рабыней, но и классифицируют приставания, предложения или иные действия, склоняющие и способствующие проституции в качестве военного преступления. Анти-проституционная кампания включает в себя попытку воздействовать посредством обучения, просвещая командующий состав и войска о смысле и принципах стратегии «нулевой толерантности».

Как этот закон применяется на практике в Швеции?
Основной целью данного закона является предотвратить покупку сексуальных услуг. Соответственно, ожидается, что шведская полиция должна вмешаться еще до совершения преступления. Однако арест и наказание преступника также играют огромную роль.

Какая статистика имеется в связи с этим законом?
В период с января 1999 года по апрель 2004 были получены данные на 734 мужчины. Около 140 мужчин были признаны виновными в противозаконных действиях в отношении проституток в период с 1999 года по 2002 год. Самому пожилому преступнику было 70 лет, а самому молодому 16, средний возраст преступников составил 44 года. В отношении такого низкого числа арестов и наказаний имеет место огромный критицизм, но при этом не учитывается основная цель закона, которая носит юридически-обязательный характер. Специфической целью закона является эффективная превентивная деятельность, направленная на предотвращение совершения преступления.

Полиции было сложно привести закон в действие?
В самом начале представители полиции были настроены весьма скептически, были уверены, что привести данный закон в действие будет чрезвычайно трудно. В Швеции полицейская среда состоит в основном из мужчин. Это достаточно консервативная, однобокая рабочая среда, как и во многих других странах. Национальная криминальная полиция в сотрудничестве с Бюро по гендерному равноправию и местными организациями разработали образовательные программы для офицеров полиции направленные на улучшение их знаний и компетентности по вопросам связанным с проституцией и торговлей людьми. Это принесло весьма позитивные результаты, и изначальный критический настрой в отношении трудностей по выполнению закона исчез. С начала программы в 2003 году количество арестов выросло на 300%.

В настоящее время в Эстонии нет законов, предотвращающих сексуальную эксплуатацию женщин и детей?
Есть. Склонение малолетних людей (в возрасте до 18 лет) к занятию проституцией запрещено и наказуемо законом. Также посредничество в оказании сексуальных услуг и аренда помещений с целью продажи таких услуг запрещены законом.

Какие меры предпринимаются в Балтийских республиках, чтобы предотвратить торговлю людьми?
С 2002 года в ходе сотрудничества между Советом Министров Северных Стран и Балтийских республик проводится совместная акция, направленная на улучшение осведомленности общества о такой проблеме как торговля людьми. Американское правительство поддерживает проекты, направленные на обучение социальных работников, пограничников и представителей закона. Правительства Балтийских республик также предпринимают дополнительные шаги для предотвращения торговли людьми и проституции. Министерство юстиции Эстонии разработало проект государственного плана действий на 2006 – 2009 года. Правительство также должно пересмотреть законы, связанные с торговлей людьми, и внести необходимые поправки, учитывая международные стандарты.

В Латвии еще в 2004 году Министерству внутренних дел было поручено подготовить государственную стратегию. Уже в Марте 2004 года Правительство республики приняло Государственную программу по борьбе с торговлей людьми. Специальные подразделения по борьбе с торговлей людьми были сформированы, что усилило эффективность полицейских операций и увеличило количество судебных дел.

Проект второго пятилетнего плана по борьбе с торговлей людьми был разработан в Литве, также были созданы специальные подразделения правоохранительных органов по борьбе с торговлей людьми.

Основной целью является деятельность, направленная на причину возникновения торговли людьми и проституции. Очень важно заставить мужчин понять, что они не имеют права покупать женщин и эксплуатировать их сексуально.

Использованная литература:
Raymond, J. G. 2001. Guide to the New UN Trafficking Protocol. N. Amherst, MA: Coalition Against Trafficking in Women. Available at www.catwinternational.org

Raymond, J.G. 2003. Ten Reasons for Not Legalizing Prostitution and a Legal Response to the Demand for Prostitution. Journal of Trauma Practice Vol.2, No. ¾, pp. 315-332. Available also at www.catwinternational.org

Raymond, J.G. 2004. Prostitution on Demand. Violence Against Women, Vol. 10 No. 10, pp. 1156-1186.

Ekberg, G. 2004. The Swedish Law that Prohibits the Purchase of Sexual Services. Violence Against Women, Vol. 10 No. 10, pp. 1187-1218.

Fact Sheet: Trafficking in Persons. The White House Office of the Press Secretary (Istanbul, Turkey), June 28, 2004.

Pettai, I., I. Proos, H. Kase 2003. Prostitutsioon Eestis: sotsiaalsed riskid ja majanduslik surve (“Prostitution in Estonia: social risks and economic pressures”). Estonian Open Society Institute, Tallinn.


получено из www.angelcoalition.org
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments