Mary Xmas (maryxmas) wrote in feminism_ua,
Mary Xmas
maryxmas
feminism_ua

Categories:

закон о мерах по противодейсвию торговле люльми (Израиль)

материал предоставлен Проектом Кешер.

Министерство юстиции
Государство Израиль
Отдел законодательства и юридических консультаций
ноябрь 2006 г.


Новый комплексный закон Израиля по вопросам торговли людьми,
Представленный на конференцию OSCE по вопросам незаконной торговли людьми для трудовой эксплуатации
16 – 17 ноября 2006 года, Вена


I. Введение: Новый комплексный закон о торговле людьми

19-го октября 2006 года парламент Израиля, Кнессет, принял новый комплексный закон о торговле людьми, названный Закон о торговле людьми (изменения в законодательстве), 5766 – 2006. Этот закон вступил в силу 29-го октября. Новое законодательство отражает подход, согласно которому борьба с торговлей людьми требует объединения целого ряда инструментов и исполнителей. Он также подчёркивает первоочерёдную важность защиты жертв и важность сохранения достоинства человеческой личности.

Закон делает уголовным преступлением различные формы поведения, которые соответствуют торговле людьми или связаны с этим, создаёт процедурные рамки для облегчения предотвращения преступлений, предоставляет различные средства защиты жертвам и включает постановления, направленные на поощрение международного сотрудничества.

Новый закон определяет правонарушение торговли людьми для широкого спектра возможных целей эксплуатации: изъятия органа; рождения ребёнка с тем, чтобы потом отнять этого ребёнка; использование человека как раба; использование человека для принудительных работ; принуждение к занятиям проституцией; вовлечение в участие в публикации или в демонстрации порнографии, совершение сексуальных посягательств против него.

Что касается торговли людьми для продажи в рабство или для принудительного труда, закон предоставляет дополнительную защиту от преступлений, относящуюся к различным градациям эксплуатации. Это отражает тот принципиальный подход, что эксплуатация, даже если её нельзя назвать незаконной торговлей людьми или рабством, всё равно может создать климат, благоприятствующий развитию более серьёзных форм эксплуатации. Так что определение широкого спектра преступлений служит превентивным целям.

Даже сам процесс принятия закона отражает осознание важности сотрудничества между различными инстанциями, борющимися с торговлей людьми. Этот закон объединяет два документа: правительственный документ и документ, предложенный членом Кнессета, Зехавой Галон. Принятие окончательной версии требовало сотрудничества между членами правительства и Кнессета. Это сотрудничество помогло создать лучший закон, чем любой их этих органов мог бы создать по отдельности. К тому же, объединённый закон рассматривался при активном участии представителей общественных организаций, которые привнесли свою часть как мировоззрения, так и опыта.

В следующих разделах приводится описание инструментов нового закона по борьбе с торговлей людьми с целью обращения их в рабство или для принудительного труда.

II. Включение в список преступлений эксплуататорских действий

Закон определяет градацию уголовных нарушений, созданную так, чтобы соответствовать градациям эксплуататорских действий. Это отражает взгляд, в соответствии с которым следует бороться с любой эксплуатацией, даже если её назвать рабством или торговлей людьми, чтобы создать климат, неблагоприятный для развития этих крайних форм уголовных действий.

В отношении торговли людьми с целью обращения их в рабство или принуждения к труду был определён следующий ряд преступлений: торговля людьми с целью обращения в рабство или использования как рабов или для принудительного труда (раздел 377A(a) Уголовного кодекса), удерживание лица в условиях рабства (раздел 375A Уголовного кодекса), принудительного труда (раздел 376 Уголовного кодекса), а также эксплуатация незащищённых слоёв населения (раздел 431 Уголовного кодекса). Это последнее преступление уже подлежало уголовному преследованию и до принятия указанного закона, но наказание за него было увеличено с одного года до 3-х лет тюремного заключения. В дополнение к этому, определение похищения было расширено и стало включать два новых нарушения: похищение с целью обращения в рабство или для принудительного труда и передача лица за границу государства (разделы 374A и 370 Уголовного кодекса), а также новое правонарушение, определённое как принуждение лица оставить страну для занятия проституцией или рабства (раздел 376A Уголовного кодекса).

Эти уголовные правонарушения существуют бок о бок с различными регулятивными правонарушениями положений, нацеленных на защиту иностранных рабочих, например, таких как Закон об иностранных рабочих, 5751 – 1991 и Закон об услугах найма, 5719 – 1959. Тем не менее, включение этих правонарушений в уголовный кодекс делает их более тяжкими и лучше выражает моральное осуждение их со стороны общества. Далее идёт краткий анализ основных видов преступлений, включённых в новый закон, и относящихся к продаже людей в рабство или для принуждения к труду:

1. Продажа людей в рабство (Раздел 377A(a) Уголовного кодекса)

До вступления в силу данного закона единственным правонарушением в данной области был вывоз людей в рабство для целей проституции. Новый закон включает незаконный вывоз людей за границу для широкого набора недостойных целей, включая рабство и принудительный труд. Для этого преступления определён максимальный срок наказания в 16 лет тюремного заключения, и 20 лет тюремного заключения, если преступление совершено в отношении несовершеннолетнего.

Это преступление состоит из двух основных элементов: транзакции, предметом которой является человек, для одной или нескольких эксплуататорских целей, включая превращение этого человека в раба или использование его для принудительного труда. Определение понятия «транзакция» поучительно:

"транзакция, предметом которой является человек" означает продажу или покупку, или проведение другой сделки, предметом которой является человек, за вознаграждение или без такового."

Сразу же становится очевидным, что элементы преступления отличаются от принятых в основном Протоколе о предотвращении торговли людьми. Протокол определяет торговлю людьми, опираясь на три элемента: определённые действия, связанные с перемещением человека из одного места в другое (например, вербовка, транспортировка, перемещение, предоставление приюта или приём) беззаконными способами (например, угрозы или насилие, принуждение или обман) с целью эксплуатации (что включает, как минимум, принудительный труд или оказание услуг, рабство или практика, подобная рабству или порабощению). Только в случае торговли детьми нет обязательного требования в отношении беззаконности способов.

В противоположность этому, израильский закон определяет саму суть незаконного вывоза людей за границу, то есть транзакцию, предметом которой являются люди, в отличие транзакции, стороной которой является человек. Это подчеркивает превращение человека в объект, что является сутью торговли людьми, как и размещение раздела в главе Уголовного кодекса, где говорится о нарушениях свободы человека. Израильский закон, как и Протокол, также требует наличия эксплуататорской цели, например, наличия рабства или принудительного труда, однако он не требует использования незаконных методов. Торговля людьми может происходить, даже если при этом не имеют места угрозы, насилие или злоупотребление властью. Это определение помогает доказать факт правонарушения, как и указание о неважности наличия платы или компенсации, или особого вида сделки. Закон прямо указывает, что посредник в сделке торговли людьми должен считаться сообщником.

Закон также облегчает осуждение указанием двух возможных связей между транзакцией и эксплуатацией: либо торговец людьми должен выполнять действия с целью эксплуатации, либо в своих действиях он должен поставить человека под угрозу оказаться в условиях, когда его эксплуатируют.

В дополнение следует заметить, что толкование Верховного Суда "покупки и продажи", так как эти термины фигурировали в правонарушении «продажа людей для проституции», было широким и включало любую передачу прав на человеческое существо. Такой способ интерпретации должен помочь осудить преступника, даже если трудно доказать природу этой транзакции.

Законодательная техника, принятая в Законе – определять правонарушение в общем и целом, вместо того, чтобы указывать ряд конкретных действий, составляющих данное правонарушение. Эта техника была сознательно избрана, исходя из предположения, что слишком много слов часто создают классификацию, оставляющую простор для уклонения преступников, и не дают представления о сути правонарушения. С другой стороны, когда определена сама суть правонарушения, то под неё, скорее всего, подойдёт более широкий диапазон конкретных обстоятельств, подходящих под определение.

Израильский закон и протокол имеют то общее место, что согласие жертвы не уменьшает тяжести преступления. В отличие от Протокола, который относится лишь к международной торговле людьми, израильский закон также включает и торговлю людьми внутри страны.

2. Удержание человека в рабстве (раздел 375A Уголовного кодекса)

До вступления в силу данного закона удержание в рабстве не входило в Израиле в список правонарушений. Теперь это – преступление, максимальный срок наказания за него - 16 лет тюремного заключения, и 20 лет заключения, если оно совершено против несовершеннолетних.

Состав этого правонарушения требует, чтобы лицо удерживали в рабстве для целей работы или услуг, включая сексуальные услуги. Рабство / рабовладение определяется следующим образом:

"рабство/рабовладение" означает ситуацию, при которой власть, обычно применяемая в отношении собственности, применяется к человеку; при этом значительный контроль над жизнью человека или ограничение его свободы будут считаться таким применением власти."

Это определение пытается сосредоточить внимание на основной сути рабства, то есть действие в отношении человека так же, как в отношении собственности, таким образом, уничтожая его отдельную правосубъектность и неотъемлемую автономию. Первая часть этого определения взята из Конвенции о рабстве 1926 года, а вторая добавлена, чтобы пояснить, что случай рабства может быть в наличии, даже если не имело места передачи прав собственности на человека. Это было необходимо в свете того факта, что современное рабство основано скорее на контроле, отдельно от обладания правом собственности.

Как и в случае торговли людьми, нет необходимости доказывать, что для обращения человека в рабство были использованы незаконные методы. Также не имеет значения согласие жертвы.

Законодательная техника похожа на ту, что использована в случае с торговлей людьми, в том, что используется широкое определение, чтобы учесть весь спектр обстоятельств, могущих составлять рабство. Полагали, что в данном случае не следует указывать детали, поскольку в этом случае могут быть исключены обстоятельства, которые следует включить.

Ясно, что рабство/рабовладение и продажа людей в рабство подобны в том, что оба преступления отнимают самые основные свободы человека, делают его объектом. И всё же в торговле людьми это происходит посредством проведения транзакции, предметом которой является человек, в то время как в случае рабства преступление составляют условия удержания человека.

В определённом смысле эти два преступления составляют словно продолжение друг друга, причём рабство выступает реализацией торговли людьми, если транзакция предпринимается с целью обратить человека в рабство. Это позволяет уголовному праву решать вопросы по всему спектру таких действий, не оставляя неучтённых пробелов. Таким образом, в случаях, когда улики не могут доказать факта транзакции, но условия жизни и работы не достойны человека, можно предъявить обвинение в рабовладении, а когда доказательства достаточны только для подтверждения транзакции, можно использовать обвинение в торговле людьми.

3. Новые правонарушения в отношении похищения, связанные с торговлей людьми (разделы 374A и 370 Уголовного кодекса)

Новый закон включает в правонарушения новые случаи похищения, чтобы охватить действия, близкие к рабовладению и торговле людьми, но не подпадающие непосредственно под определение состава этих преступлений:
1. Похищение при отягчающих обстоятельствах - (раздел 374A) требует, чтобы похищение было совершено для достижения целей, перечисленных в определении торговли людьми (включая рабство и принудительный труд). Максимальный срок тюремного заключения за это преступление – 20 лет. Этот раздел был включён, чтобы дать определение похищению, которое часто сопутствует торговле людьми в мировой практике.

Следует заметить, что похищение не обязательно должно содержать элемент использования насилия, но может также иметь место, если преступник угрожает или выманивает жертву, чтобы она оставила место пребывания путём обмана (раздел 369 Уголовного кодекса). Таким образом, данное правонарушение заполняет пробелы в описании торговли людьми. Даже если нельзя доказать факт транзакции/сделки, как это определено в описании торговли людьми, преступник, обманом вынудивший человека переместиться с одного места в другое, может быть осуждён за похищение.

Что интересно, это преступление больше напоминает определение торговли людьми в Протоколе о противодействии торговле людьми, чем определение самой торговли людьми, определённое в израильском законе. Как и определение в Протоколе, оно требует перемещения лица с одного места в другое незаконным способом для одной из целей, данных в определении торговли людьми.

2. В дополнение к этому закон определяет новое правонарушение "Передача лица за границу государства" (раздел 370) - то есть запрещает передачу людей за границу государства, где они проживают. Это постановление отражает реальность, где людей похищают за национальными границами, чтобы "подпитывать" международную "индустрию торговли людьми". Максимальный срок тюремного заключения за это преступление - 10 лет.

Как и в правонарушении «похищение», описанном выше, данное правонарушение может быть задействовано, даже если нет доказательств факта сделки, как этого требует описание правонарушения «торговля людьми».

4. Принуждение человека покинуть государство для проституции или рабства (раздел 376B Уголовного кодекса)

Как и определённое выше правонарушение «похищение», это правонарушение заполняет пробелы, оставшиеся в определении «торговли людьми». В соответствии с ним подлежит наказанию "Любой, кто принуждает другого человека покинуть пределы государства проживания с целью вовлечения этого человека в проституцию или содержания этого человека в рабстве". Максимальный приговор за это – десять лет тюремного заключения.

Таким образом, даже если факт транзакции с человеком как объектом нельзя доказать, как того требует определение «торговли людьми», преступник, который убеждает другое лицо пересечь границы, чтобы держать там последнего в рабстве, всё равно подлежит уголовному преследованию.

5. Принудительный труд (раздел 376 Уголовного кодекса)

До принятия этого закона уголовный кодекс включал правонарушение «принудительный труд», однако его было недостаточно для борьбы с современными случаями жестокой эксплуатации, как это видно из максимального срока тюремного заключения за это преступление, который был равен одному году.

Новый закон заново сформулировал определение данного правонарушения и сделал наказание строже, как видно из нового максимального срока заключения, равного 7 годам. Этот раздел указывает, что уголовному преследованию подлежит "любой, кто незаконно принуждает человека работать, используя насилие или другие методы давления, либо угрозы применить эти методы, либо добиваясь согласия работать обманом, независимо от того, оплачивается труд или нет…"

Данное определение преступления дано таким образом, чтобы включать ситуации, когда эксплуатация не столь сурова, как при рабстве или торговле людьми, за которые максимальный срок тюремного заключения - 16 лет. К тому же, в то время как эти правонарушения составляют нарушение основных свобод, так что их определения не включают элемент насилия, давления, угроз или обмана как обязательный, определение "принудительного труда" их включает, поскольку имеет дело с менее тяжёлыми ситуациями, где труд всё же нельзя назвать рабским.

И всё же между этими тремя правонарушениями также имеется точка схождения – неважно, выплачивалась ли плата за труд. Это отражает признание того, что сама по себе выплата платы за труд не может освободить от вины, поскольку принудительный труд также является нарушением свободы жертвы.

Для данного преступления не требуется наличие открытого насилия или его угрозы; определение "другие методы давления" открывает двери для включения не столь жёстких методов. Этот термин имеется в других разделах Уголовного кодекса, и до этого интерпретировался так, что включал в понятие эксплуатации использование крайних экономических трудностей или непрямую угрозу отнять разрешение на работу.

6. Эксплуатация незащищённых слоёв населения – (раздел 431 Уголовного кодекса):
увеличен максимальный срок тюремного заключения

Раздел 431 наказывает тех, кто использует бедственное положение, телесную или умственную слабость, неопытность или неосторожность человека, чтобы потребовать или получить что-либо не причитающееся, либо потребовать или получить что-либо по цене, которая неоправданно выше нормальной, или чтобы заплатить цену, которая неоправданно ниже нормальной за товар или услугу.

Данный раздел существовал в уголовном кодексе до введения в действие закона, о котором идёт речь, однако максимальный срок тюремного заключения по нему был равен одному году. Новый закон ввёл в действие более строгий максимальный срок заключения по этой статье - 3 года, чтобы отобразить жестокость эксплуатации, которую можно встретить сегодня, в особенности в отношении иностранных рабочих. Следует отметить, что этот раздел в прошлом использовался для обвинения лиц, эксплуатировавших иностранных работников.

Это – преступление меньшей степени тяжести, чем торговля людьми, принуждение к труду и рабовладение. Здесь защищается не свобода человека, а, скорее, его уязвимость к эксплуатации. Поэтому данная статья создана для описания случаев, характеризующихся нанесением менее тяжкого ущерба.

Эти шесть определений преступлений должны охватить спектр преступных действий, относящихся к эксплуатации работников, не оставляя при этом пробелов. Самые тяжкие проступки будут уголовно преследоваться по статьям, трактующим торговлю людьми, рабовладение или похищение. Следующая градация – принуждение человека покинуть место проживания с целью обращения его в рабство, после этого идёт принуждение к труду, и наконец – эксплуатация незащищённых слоёв населения.

В дополнение к этому, существует седьмая статья, в соответствии с которой уголовно преследованию подвергаются действия, часто используемые как инструмент, помогающий торговле людьми или обращению в рабство:

7. Принудительное удержание паспорта (раздел 376A Уголовного кодекса)

До введения в действие данного закона уголовный кодекс предусматривал раздел, в соответствии с которым уголовному преследованию подлежит "любой, кто незаконно удерживает паспорт, документы, дающие право проезда или идентификационные документы другого лица". Максимальным сроком заключения по этой статье был один год.

Новый принятый закон ввёл в действие более суровое наказание – до 3 лет лишения свободы, а также описывает ещё одно, более тяжкое преступление – удержание паспорта при отягчающих обстоятельствах, для которого предусмотрено еще более суровое наказание – до 5 лет лишения свободы. Отягчающим обстоятельством считается совершение этого преступления с целью достижения одной из целей, перечисленных в статье о торговле людьми (включая обращение в рабство и принудительный труд).

Более строгое наказание и отягчающие обстоятельства были приняты, чтобы отразить частое использование данного преступления в торговле людьми, где удержание данных документов часто служит инструментом, позволяющим торговцам людьми, поработителям и преступникам, использующим принудительный труд, оказывать давление на своих жертв, чтобы они не могли сбежать.

III. Обращение к судам – минимальные приговоры и правило присуждать жертвам компенсацию (разделы 377B и 377C Уголовного кодекса)

Новый закон обращается к судам с двумя указаниями. Он обязывает присуждать сроки, не меньшие минимальных, за торговлю людьми и рабовладение (четверть от максимального срока тюремного заключения за данное преступление, если только не было особых обстоятельств) , и вводит правило, в соответствии с которым суды должны присуждать компенсацию жертвам торговли людьми и рабовладения. Если суд не присуждает такой компенсации, причина этого должна быть объяснена.

Такое ограничение судебных решений – редкий случай в судебной практике Израиля. Оно ясно даёт понять судебной ветви власти, что это – серьёзные преступления, которые заслуживают серьёзных приговоров, и что жертвам этих преступлений наносится ущерб, который должен быть компенсирован. Таким образом, закон пытается направить суды и обеспечить адекватное наказание за эти преступления и компенсацию жертвам.


продолжение тут.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments