?

Log in

No account? Create an account
Радикальный феминизм - Український фемінізм

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> Семінар з гендерної лінгвістики

May 21st, 2008


Previous Entry Share Next Entry
maryxmas
02:44 am - Радикальный феминизм
Радикальный феминизм, как течение, появился на волне «левого студенческого протеста» в 60-е годы ХХ века в Америке. На его формирование оказала влияние общая радикализация политического климата на Западе и активизация женского движения в 70-е годы («вторая волна женского движения»).

Родоначальницей этого направления считается Симона де Бовуар, доктор философии, известная писательница, подруга еще более известного философа Ж.-П. Сартра. В 1949 г. она опубликовала фундаментальный труд «Второй пол» _13_. Известно, что «Второй пол» был назван второй феминистской Библией. Появление книги было встречено в штыки. На нее были обрушены сокрушительные рецензии. Католическая церковь запретила чтение книги как неприличной. Но такая травля оказалась эффективнее хорошо организованной рекламной кампании: в первую же неделю после выхода в свет первого тома книги было продано 24 тысячи ее экземпляров.

«Второй пол» исходит из двух основных постулатов: во-первых, что мужчина, считая себя существом творческим, субъектом, превратил женщину в пассивное существо, в объект; во-вторых, не существует такого явления, как женская природа, и все признаки женственности поэтому являются искусственными. Оба эти постулата заявлены в предисловии и неоднократно повторяются и обосновываются на страницах работы с позиций экзистенциализма. Второй том открывается фразой: «Женщиной не рождаются, ею становятся». Эта фраза позднее стала лозунгом неофеминизма, хотя ряд исследователей феминистского толка и подвергал ее критике
за минимизацию различий в мужской и женской психике.

Для обоснования первого постулата вводится категория Другого. Эта категория является изначальным свойством человеческого сознания, дуалистичного по своей природе. Все представления человека о мире складываются из фундаментальных пар: Добро-Зло, День-Ночь, Земля-Небо, правое-левое, Мужчина-Женщина и т.д. Мужчина воспринимая себя как норму, воспринимает женщину как Другого, отклонение от нормы, представляющее угрозу его существованию, но без которого он не может обойтись. Отсюда его стремление поработить женщину. Но сложность положения женщины заключается в том, что в отличие от других угнетенных, она не может ни уничтожить своего угнетателя, ни обойтись без него. Она и мужчина – часть единого целого, оба элемента которого необходимы друг другу.

Много внимания во «Втором поле» отводится анализу и развенчанию самых распространенных мифов о женщине, авторами которых, разумеется, являются мужчины. В работе встречается фраза: «человечество – это мужчины», подразумевающая, что общественное мнение, мифология, культура созданы мужчинами и во многом для мужчин. Мужчинам свойственно двойственное отношение к женщине: он воспринимает ее либо как воплощение мечты, как идеал, либо как воплощение зла. И то и другое достаточно полно отражено в образах мифологии и литературы, в стереотипах обыденного сознания, причем негативное отношение к женщине встречается чаще. Симона де Бовуар объясняет это тем, что женщина часто воспринимается мужчиной как угроза, хотя порой он сам не осознает это, поскольку «женщина, возбуждая в мужчине желание, напоминает ему о его плотской сущности, толкает его к имманентности, мешает его совершенствованию, слиянию с абсолютом» _14_. Кроме того, при всем своем желании мужчина не в состоянии полностью обладать женщиной, но он стремится к этому, стараясь контролировать не только тело женщины, но и ее сознание. На это направлены мораль и традиции с массой условностей, ограничивающие свободу женщины, и даже мода, заставляющая женщину принимать тот облик, который нравится мужчинам. Точно так же, как мужчина преобразует природу, меняя ее ландшафт, и осуществляя таким образом свое господство над ней, он меняет внешний вид женщины, которая в его сознании ассоциируется с природой, заставляя ее украшать себя, пользоваться косметикой, носить неудобную одежду. Таким образом, с точки зрения Симоны де Бувуар, женская мода – это тоже форма доминирования мужчины. Самое грустное заключается в том, что в процессе социализации женщины принимают мужскую точку зрения и также начинают воспринимать свое существование только как второстепенное, опосредованное по отношению к бытию мужчин.

Заканчивается фундаментальный труд призывом ликвидировать рабское состояние половины человечества, что, однако, с точки зрения автора не должно означать полного нивелирования гендерных различий: «каждый из них [полов], видя в другом независимого субъекта, останется для него Другим. Взаимодополняемость в их отношениях не уничтожит того чуда, которое порождается делением человеческих существ на два пола» _15_. Такова, в целом, философия пола в представлении Симоны де Бувуар. Эти идеи впоследствии были развиты теоретиками радикального феминизма Кейт Миллет, Суламифь Файерстоун, Андреа Дворкин, Жермен Грир, Евы Файджес и других.

Наибольшее теоретическое значение имела вторая часть книги Кейт Миллетт «Сексуальная политика» _16_, так как она «ввела в феминистскую мысль ключевое понятие патриархата и сделала его основным понятием своего анализа культуры» _17_. Термин «патриархат», производное от греческого «патриархес» - «глава рода», и ранее использовался в политической теории, но Миллетт придала ему новый смысл. Она рассматривает патриархат как систему мужского доминирования над женщинами, при которой мужчины присваивают себе ведущие социальные роли и держат женщин в подчинении. С ее подачи радикальные феминистки стали определять патриархат как «систему власти, при которой именно мужчине принадлежит верховная власть и экономические привилегии» _18_. Патриархатная власть мужчин над женщинами является основой для функционирования всех обществ, она сильнее классовых и расовых разграничений.

Патриархат поддерживается, главным образом, в процессе социализации, который начинается с процесса воспитания детей в семье и усиливается последующим образованием, так что его ценности усваиваются не только мужчинами, но и женщинами. Патриархат также опирается на экономическую эксплуатацию и использование силы либо угрозы применения силы. Во всех обществах патриархат также опирается на сексуальное насилие. В этом контексте сексуальные отношения между мужчинами и женщинами – всего лишь выражение мужской власти. Любовь также может быть только использованием доверия, частью патриархатной идеологии. Таким образом, сексуальная политика – это проявление социальной власти, это способ контролировать женскую личность в соответствии с правилами патриархата. Такое понимание политики легло в основу самого популярного лозунга феминизма «Личное есть политическое» _19_.

Следуя этому лозунгу, радикальные феминистки, направили свои усилия на изучение таких проблем как репродукция (деторождение), материнство, женская сексуальность. Они полагают, что женщины будут зависимы от мужчин до тех пор, пока сексуальность не будет реконструирована в интересах женщины. Женщины должны переосмыслить свою сексуальность, уже с собственных позиций.

Начало разработке такого подхода было положено в знаменитой работе «Диалектика пола» (1970) Суламифь Файерстоун _20_. Она утверждала, что патриархат коренится в биологическом неравенстве полов. Отталкиваясь от классовой теории марксизма, она провозглашала, что мужчины и женщины являются первыми и основными классами в обществе. Их различные репродуктивные роли привели к первому разделению труда и послужили причиной подчиненного положения женщин. Устранить это подчиненное положение Файерстоун предлагала при помощи так называемой «биологической революции», в результате которой при помощи репродуктивных технологий женщины будут освобождены от функции деторождения. Итогом биологической революции станет андрогинное общество, устранившее сексуальные классы.

Семья также рассматривается радикальными феминистками как источник угнетения женщины. Поэтому ими предлагается либо упразднение разделения труда в семье, либо упразднение самой семьи. Наиболее представительный радикальный феминистский анализ домашней работы женщин как источника угнетения дан в работах французской феминистки Кристин Делфи _21_. Она доказывает, что брак – это трудовой контракт, посредством которого мужчина эксплуатирует женский труд. Из-за того, что большинство женщин выполняют домашний неоплачиваемый труд, женщины находятся в неравном положении с мужчинами на рынке труда, а брак продолжает оставаться для них самой жизнеспособной экономической возможностью. Таким образом, экономической основой угнетения женщин является неоплачиваемый домашний труд.

Теории радикального феминизма, особенно основополагающая концепция патриархата, вызывают острую критику со стороны феминисток других направлений. Как отмечает Валери Брайсон, эта критика концентрируется на четырех моментах: во-первых, радикальная феминистская теория патриархата считается скорее описательной, чем аналитической, так как она не объясняет происхождение мужской власти; во-вторых, она создает представление о мужчине как о враге, которое логически приводит только к лесбийскому сепаратизму и не является привлекательным и приемлемым для большинства женщин; в-третьих, эта теория неисторична, так как рассматривает отношение между полами как некую абсолютную данность, без учета изменений, которые они со временем претерпевают, описывая женщин как пассивных жертв, а не как участвующих в создании истории; в-четвертых, она отражает только опыт белых женщин среднего класса, игнорируя проблемы женщин других этнических групп и социальных слоев _22_. Тем не менее, радикальные феминистки внесли большой вклад в теорию феминизма.

Идеи радикального феминизма способствовали тому, чтобы проблемы женщин были услышаны, увидены, обсуждены, дали возможность женщинам осознать себя как деятелей, субъектов социального процесса, придали уверенности и сил действовать в собственных интересах. Такие проблемы, как право на аборт, сексуальное насилие и насилие в отношении женщин и детей в семье были подняты первоначально именно радикальными феминистками. Они привлекают внимание к культурным, персональным и сексуальным проявлениям патриархата и выступают за устранение любого насилия, направленного на женщину.

13 -- де Бовуар С. Второй пол. М., 1997.
14 -- Там же, с. 207.
15 -- Там же, с. 807.
16 -- Миллетт К. Сексуальная политика (главы из книги) // Вопросы философии, 1994. №9. с. 148 – 172.
17 -- Брайсон В. Указ. соч. с. 192.
18 -- Эллиот П., Менделл Н. Теории феминизма. Хрестоматия, с.54
19 -- См: Брайсон В. Указ. соч. с. 188 – 240.

вернуться к оглавлению.

(Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com