?

Log in

No account? Create an account
Постколониальный феминизм - Український фемінізм

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> Семінар з гендерної лінгвістики

May 21st, 2008


Previous Entry Share Next Entry
maryxmas
03:11 am - Постколониальный феминизм
Кроме перечисленных, существуют и другие "феминизмы" – например «черный», т.е. негритянский американский феминизм; а также многочисленные феминизмы с национальной окраской (латино-американский, африканский, мусульманский и др.), в которых положение женщин анализируется не только через категорию пола, но и через категорию расы, национальности и/или религиозной системы. Большинство феминистских теоретиков третьего мира принадлежат к так называемому «постколониальному феминизму» - направлению феминистской мысли, возникшему в 80-х гг. ХХ века.


Представительницы этого направления рассматривают положение женщин в новых государствах Африки, Азии и Карибского бассейна сквозь призму таких категорий как культурная и национальная идентичности, язык, национализм. Патриархат и колониализм рассматриваются ими как аналогичные по своему воздействию формы угнетения: опыт женщин в патриархате и опыт колонизированных субъектов во многом схожи.

Так, теоретик постколониального феминизма Вандана Шива из Индии отрицательно оценивает интеграционные процессы в мировой экономике, поскольку реально они приводят к установлению экономической диктатуры западных фирм в развивающихся странах. При капитализации общества одними из самых первых страдают женщины, которых отстраняют от принятия решений и вытесняют с рынка труда. Женщины в итоге подвергаются двойной дискриминации: как представительницы дискриминируемой нации и как женщины. Выход Вандана Шива видит в свертывании глобализационных процессов, возвращении ответственности за принятие решений на местный уровень, а также в росте женского активизма. Следует отметить, что антиглобализационные настроения довольно распространены среди теоретиков постколониального феминизма _31_.

Для постколониального феминизма характерно также критическое отношение к западному феминизму, который его теоретики обвиняют игнорировании опыта небелых женщин. По их мнению, идея, что пол (гендер) существует вне рамок культурных различий, т. е. что существует некая универсальная категория женщины, на самом деле исходит из представлений, в основе которых лежит опыт западных женщин среднего класса. Образы женщин колониальных стран в западной литературе и средствах массовой информации часто коннотируются с такими понятиями как "нищета", "отсталость", "гиперсексуальность", социальная и религиозная виктимизация. Этот подход служит дальнейшей маргинализации женщин колониальных стран и формированию пренебрежительного к ним отношения.

Постколониальный феминизм, так же как и другие современные направления феминисткой мысли уделяет значительное внимание проблеме языка как символическому ресурсу конструирования идентичности и, вместе с тем, создания инаковости и маргинализации угнетенных субъектов. Так, Гайятри Спивак, феминистка индийского происхождения в настоящее время живущая в США, в работе "Могут ли угнетенные говорить?" ("Can a Subaltern Speak?"), ставшей классикой как постколониальной, так и феминистской теории, показывает, что индийские женщины являются "низшим классом" с экономической и расовой точек зрения, и демонстрирует, что помещение женщин внутрь изобретенной мужчинами "национальной традиции" (основы идеологии национальной независимости и создания независимого государства) означает, по сути дела, лишение их собственного голоса, права (публичной) речи и возможности участия во власти.

Феминизм постколониальной волны объединяет огромное количество текстов, подходов и взглядов на те политические стратегии, которые послужат освобождению женщин новых национальных государств. Эти тексты и подходы различаются по степени критичности в отношении оценки влияния западной культуры и глобализации на традиционные общества третьего мира и положение женщин постколониальных стран. Во многих постколониальных обществах актуальна феминистская дискуссия на тему, что является для женщин более политически значимым: угнетение по признаку пола или колониальное угнетение.

Таким образом, в теории первой волны феминизма сформировалось два направления: либеральное и социалистическое. Новая волна феминизма породила еще ряд теоретических направлений, основным из которых является радикальный феминизм с его базовой концепцией патриархата, от которой отталкивались феминистские теоретики и других направлений. Следует отметить, что выделение других теоретических направлений в неофеминизме носит достаточно условный характер, и разные авторы относят, допустим, Люси Иригарэй и Юлию Кристеву либо к психоаналитическому, либо к пост- модернистскому феминизму. Поэтому, выделяя психоаналитический феминизм в данном разделе, мы вместе с тем согласны с Валери Брайсон, рассматривающей его в рамках радикального феминизма. В целом современная феминистская теория по-прежнему остается продуктом западной мысли, однако она находит все больше сторонников и в странах третьего мира, которые перерабатывают ее исходя из собственных национальных, исторических и религиозных традиций. Это приводит к возникновению большого количества новых направлений и подходовв в феминизме и дает импульс к дальнейшему развитию феминистской теории.

31 -- Шнырова О.В. Конгресс в Тромсо/ «Женские миры-99»: 7-ой Всемирный Конгресс и гендерные исследования в России. Иваново, 1999, с.11

Литература:
1. Firestone S. The Dialectic of Sex. N.Y., Bantam Books, 1970.
2. Gilligan C. In a Different Voice. Psychological Theory and Women’s Development. Cambridge (Mass.) and London, Harvard Univ. Press, 1982.
3. Irigaray L. The Sex Which is Not One. Ithaca, N.Y.: Cornell Univ. Press, 1985.
4. Брайсон В. Политическая теория феминизма: Введение. М.: Идея-Пресс, 2001.
5. Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство. М.: УРСС, 2004.
6. Воронина О. А. Феминизм: либеральное, социалистическое и радикальное направления./ Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М.: МЦГИ-МВСШ-МФФ, 2001.
7. Миллетт К. Сексуальная политика (главы из книги) // Вопросы философии, 1994. № 9.
8. Спивак Гайятри Чакраворти. Могут ли угнетенные говорить? // Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
9. Теория и история феминизма. Курс лекций / Под ред. Ирины Жеребкиной. Харьковский центр гендерных исследований: Ф-Пресс, 1996.
10. Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994.


вернуться к оглавлению.

(Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com