we must love one another or die (isya) wrote in feminism_ua,
we must love one another or die
isya
feminism_ua

Category:

еще раз про девочек и математику: мат.олимпиады


в разговорах о "неспособности" женщин к математике и вообще точным наукам часто говорят, что способности женщин более сконцентрированы вокруг среднего значения, чем способности мужчин.
другими словами, говорят, что среди мужчин больше неудачников, но больше и гениев, а женщины в среднем - скорее середнячки.

только что написанная статья, исследующая американских старшеклассников, участвующих в мат.сорернованиях - то есть математическую элиту среди школьников - показывает, что эта точка зрения, скорее всего, неверна.

действительно верно, что на самых верхних ступеньках способностей мальчиков больше, чем девочек, и чем выше ступенька, тем большем мальчиков.
среди лучших 6 процентов из выборки старшеклассников за 60 лет проведения соревнований (в выборке - примерно 125 тысяч человек) мальчиков в четыре раза больше девочек. среди лучшего 1% - мальчиков больше в 6 раз. среди лучшего 0.1% - мальчиков больше в 12 раз. верхние 36 человек (36 самых лучших) - все подряд мальчики.
это, казалось бы, подтверждает гипотезу про то, что среди мальчиков просто больше гениев.

допустим, что девочек с хорошими мат. способностями просто меньше. тогда мы ожидаем, что если разбить участников соревнований по школам, где они учатся, то мы получим случайное распределение, в котором девочки будут занимать примерно равный процент из школьников-участников. т.е. в какой-то школе будет 0 девочек на десять участников, в какой-то - одна девочка, в какой-то - две, но эта цифра всегда будет крутиться вокруг некоторого среднего процента математически одаренных девочек.
если посмотреть на данные по большой выборке участников соревнований, можно скорее подтвердить первую гипотезу, о примерной равномерности доли девочек. примерная доля девочек - 18%, стандартное отклонение - 5%. опять же, это вроде бы подтверждает гипотезу о том, что девочек-гениев просто меньше.

но если более внимательно посмотреть на самую верхушку распределения, оказывается, что это не так
.
во-первых, можно разбить школы по количеству студентов, которые набрали высокий балл на соревнованиях. оказывается, что чем больше студентов школы получили высокий результат, тем выше среди них доля девочек. возрастание не монотонное - немного скачет туда-сюда. это потому, что цифры не очень большие - мы смотрим на самую верхушку, таких школьников в принципе мало. но общая тенденция совершенно очевидна.


(AMC 12 - название соревнования. >100 и >120 - соответственно набравшие больше 100 и 120 очков школьники. это очень высокие баллы. цифры под female и male в колонках - точное число девочек и мальчиков в категории.)

во-вторых, авторы анализируют данные о составе американских команд, которые ездили на Международную математическую олимпиаду и на Китайскую олимпиаду по математике для девочек за последние два года (2007 и 2008). для общей олимпиады это 12 человек, из них одна девочка (каждый год на олимпиады едет 6 человек). для Китайской мат.олимпиады для девочек это 16 человек (размер команды каждый год - 8 человек).
это очень маленькие выборки, но зато они сравнимые.
если мы посмотрим на то, из каких школ приехали эти очень умные 11 мальчиков, мы видим, что это очень разные школы. в некоторых из них было несколько десятков хорошо написавших AMC 12, американское соревнование, а в некоторых - всего несколько человек. если присвоить школам ранги на основании числа студентов с хорошими результатами в AMC 12, получится, что мальчики в команду попадают как из очень хороших школ (два мальчика из школы в высшем проценте), так и из хороших, но не безумно хороших (есть мальчик из школы в 16 проценте сверху, 4 мальчика из школ от 6-го до 10-го процента сверху...)
а среди девочек, ездивших на китайскую олимпиаду, картина другая. 11 из 16 учатся в школах из верхнего 1% (ср. с 2 из 9 мальчиков - для двух мальчиков нет данных). 15 из 16 девочек учатся в школах из верхних 5% (ср. с 4 из 9 мальчиков).



то есть совершенно очевидно, что очень одаренные девочки почему-то получаются только в самых лучших школах, в то время как очень одаренные мальчики приходят из самых разных школ.

в принципе, эти два результата можно попытаться объяснить тем, что родители очень одаренных девочек с потрясающе большей частотой отправляют их в супер-элитные школы, чем родители очень одаренных мальчиков. но это очень сильное предположение - очень уж серьезной должна быть разница в отношении родителей.
а вот если объяснить эти данные тем, что только в очень хороших школах математический потенциал девочек как следует раскрывается - данные становятся вполне понятными.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments