olga_derkach (olga_derkach) wrote in feminism_ua,
olga_derkach
olga_derkach
feminism_ua

Categories:

Очень важные финские персоны

Очень важные финские персоны
Финляндия, конечно, образцово равноправная страна.

Сайт Инфо-Финляндия.ру в марте публикует много текстов о равноправии. Вот, например, наш:

Текст: Ольга Деркач и Владислав Быков

Очень важные персоны

Фото: jglsongs/flickr.com/ccby2.0Фото: jglsongs/flickr.com/ccby2.0

Финское «vaikuttajа» не перевести на русский язык одним словом. Нужно долго объяснять: влиятельная персона, лидер общественного мнения, двигатель прогресса, потрясатель основ. «Vaikuttaja» может изменить жизнь других людей, и он не обязательно политик: разве не меняют нас книги и скульптуры, разве не выходим мы иными из театра или картинной галереи? Влиятельным людям ставят памятники, их фамилиями пестрят карты, их имена у всех на слуху. Вглядимся, вспомним, послушаем. Но решительно отбросим мужчин – они всегда и везде, и даже в эталонно-равноправной Финляндии доминируют. Сегодня торжествует дискриминация по гендерному признаку. И наши герои – женского рода.

 

 

Ида Аалберг: Золушка стала звездой
 

Фото: Teatterimuseon arkisto/Fritz Hjertzell
Фото:Teatterimuseon arkisto/Fritz Hjertzell

На краю парка Кайсаниеми перед входом на малую сцену Национального театра висит занавес. Не каждый, кто любовался игрой света и тени на бронзовых складках, догадался, что это не скульптура, а памятник. Не всякий разглядел вырезанную в пьедестале женскую фигуру в рост. Не любому известна фамилия этой дамы, начертанная тут же на постаменте. Знакомьтесь: Ида Аалберг – едва ли не национальный символ Финляндии, как ее рекомендует книга "Сто замечательных финнов". Она больше, чем любимое воспоминание, необъяснимое чудо или красивый портрет, – подтверждает биограф Иды, писатель Илмари Рясянен.Необъяснимое чудо появилось на свет в малоподходящем для звезд месте: в бедной семье дорожного мастера в деревне Ляппякоски недалеко от Хямеэнлинны. История Золушки, ставшей принцессой? Да, отчасти – Ида проучилась в школе лишь год, но друзья семьи помогли получить кое-какое образование, например выучить шведский и немецкий языки. Но окончательно и бесповоротно ее судьба решилась в тот день, когда 17-летняя Ида увидела спектакль настоящего столичного театра: девушка сбежала из дома и отважно отправилась с театром в Хельсинки. Ее не прогнали, а взялись обучать. "Красивый портрет" оказался невероятно талантлив – следующие 40 лет Иде Аалберг рукоплескал сначала Хельсинки, а потом Мюнхен, Вена, Будапешт, Копенгаген, Осло. Ее сравнивали с Элеонорой Дузе и Сарой Бернар – Леди Макбет, Нора, Дама с камелиями потрясали души и покоряли сердца. Зарубежные гастроли все чаще отнимали у Финляндии ее национальное достояние – Ида учила роли на пяти языках! Фурор в Петербурге, овации в Стокгольме… Золушка стала истинной королевой финского театра и настоящей баронессой по второму мужу.

Постойте минутку у бронзового занавеса. Прогуляйтесь по улице Иды Аалберг в Хельсинки или загляните в библиотеку имени Иды Аалберг на одноименной площади в Янаккале. В доме, где родилась первая знаменитая финская актриса, сегодня работает музей. Специальный фонд, основанный к столетию национального символа, раз в два года присуждает крупнейшую театральную премию. А еще предоставляет гранты и стипендии – растит новых влиятельных персон.

Айно Акте: Поющие памятники

В отличие от Иды Аалберг бронзового монумента Айно Акте пока не поставили. Но имя и дело ее живет: настоящий памятник знаменитой певице – самый известный в мире оперный фестиваль в Савонлинне. Ежегодно в июле двор крепости Олавинлинна перекрывают навесом и превращают в зрительный зал на две с лишним тысячи человек. Целый месяц в толстых стенах XV века звучат чарующие голоса лучших оперных певцов мира – всякий год разных. А впервые крепость на скалистом острове между озерами Хаапавеси и Пихлаявеси стала оперной сценой в 1912 году. И затеяла это она, Айно Акте, первая финка в ряду мировых оперных звезд.

Фото: Museovirasto/Historian kuvakokoelma 1900-1910
Фото: Museovirasto Historian kuvakokoelma 1900-1910

Дочь дирижера и певицы, Айно выучилась в Парижской консерватории и дебютировала в Парижской Гранд Опера. Успех был так велик, что Айно предложили контракт. Потом уроженке Хельсинки покорились лондонский Ковент-Гарден и нью-йоркская Метрополитен Опера. Блистательная международная карьера помогала финскому соловью пропагандировать родную культуру за рубежом (к примеру на Всемирной выставке в Париже в 1900 году) и не помешала вить музыкальные гнезда на родине, в Финляндии. В 1911 году она публично заявила, что Хельсинки необходим музыкальный театр, и одними словами не ограничилась – при ее деятельном участии Национальную Оперу открыли. А уже в следующем году музыка зазвучала в самом северном каменном замке мира – Айно Акте организовала в Олавинлинна первый оперный фестиваль. Фестиваль не сразу сделался регулярным: мешали войны, препятствовала нехватка денег. Да и туризм в ту пору еще не завоевал мир. А уж когда завоевал… С 1967 года волшебная музыка звучит в Савонлинне каждый год, а счет меломанов пошел на десятки тысяч. Ну чем не живой памятник примадонне?     

Эйла Хилтунен: Гранд-дама финской скульптуры

И Эйле Хилтунен памятника тоже не поставили. Это она поставила памятник: самую знаменитую и самую посещаемую туристами достопримечательность Хельсинки. 600 сваренных между собой труб из нержавеющей стали – то ли фантастический орган, то ли березовый лес, то ли северное сияние – под названием Passio musicae, победили 49 других проектов. И в парке Сибелиуса в Тёёлё в 1967 году, через десять лет после кончины величайшего финского композитора, встал монумент Сибелиуса. Хилтунен упрекнули в абстракционизме и модернизме, и она прислушалась к критике: добавила к готовому памятнику лицо композитора – в сторонке. Нержавеющий  Ян Сибелиус молод – в той самой поре, когда он создавал произведения, что принесли ему мировую славу.

Слава Эйлы Хилтунен тоже не мала. Гранд-дама финской скульптуры родилась в Сортавале в 1922 году и с детства любила лепить. Не меньший интерес вызывал папин гараж: именно отсюда у Эйлы возникла страсть к железкам и сварке. Девичья фамилия на всю жизнь осталась творческим псевдонимом – именно ею подписаны все работы выпускницы Финской академии изящных искусств: "Полифония" в Пори и "Пламя жизни" в Тампере, "Пальмовая роща" в Тегеране и "Рост пламени" в Берлине, "Орхидея" в Риме и "Крещендо" в Хельсинки, "Лилиенталь" в американском Хантсвиле и "Подсолнечное поле" в Джидде, что в Саудовской Аравии. А кусочек первого варианта памятника Сибелиусу возвышается перед зданием штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Лусина Хагман: Культуру – в дом, женщин – в парламент
 

Фото: Naisasialiitto Unionin kuva-arkistoФото: Naisasialiitto Unionin kuva-arkisto

29-е место в списке великих финнов занимает Лусина Хагман. Так решил народ: почетное место среди лучших пионерка финского феминизма заняла по опросу телекомпании YLE в рамках проекта "Великие финны". Народ не ошибся: Лусина Хагман и в самом деле великий человек. Всю свою жизнь она последовательно и непреклонно отстаивала идеи женского равноправия. И не на словах, а на практике.

Лусина Хагман появилась на свет в Кейвия, близ Кокколы в Западной Финляндии во времена неравноправные – в 1853 году. Но образование девочкам уже давали, и Лусина выучилась на учителя в семинарии в Ювяскюля. Потом она поняла, что мальчики и девочки должны учиться вместе и одним и тем же наукам, и в конце века основала первые в Финляндии финноязычные совместные школы. Она обосновала это удивительно образно: "Береза не превратится в ель, хотя она растет около ели, но лес, в котором они растут бок о бок, красивее".

А в 1899 году Лусина Хагман организовала знаменитое общество "Мартта", которое пережило основательницу и здравствует уже второй век под лозунгом содействия благосостоянию семьи и дома, а также престижу домашнего хозяйства. Не подумайте только, что Лусина Хагман вдруг захотела привязать домохозяек к кастрюлям покрепче: общество, которое она создала, первоначально называлось "Культуру в дом". Чуть раньше Лусина Хагман вошла в число матерей-основательниц Союза женщин Финляндии и стала первым его председателем. А когда в 1906 году упразднили сейм и заменили его однопалатным парламентом, и финские женщины первыми в мире получили право быть избранными, в число этих самых первых 19 депутаток вошла Лусина Хагман. И сразу начала бороться за равноправие с помощью законодательных инициатив.

Равноправие восторжествовало, и сегодня в общество "Мартта" принимают мужчин тоже. Это ли не свидетельство влияния Лусины Хагман?

Хелене Шьерфбек: Самая высокая цена

Судьба не дала Хелене Шьерфбек личного счастья, но предназначила для мировой славы. Сегодня она прочно стоит в ряду первейших финских художников, плечом к плечу с  Альбертом Эдельфельтом, Аксели Галлен-Каллелой, Ээро Ярнефельтом, Хуго Симбергом. Полотна Хелене Шьерфбек бьют рекорды стоимости на мировых

Фото: Museovirasto/ Historiallinen kuvakokoelma/ Charles Riis &Co 1881-1882
Фото: Museovirasto/ Historiallinen kuvakokoelma/ Charles Riis &Co 1881-1882

 аукционах: картину "Танцевальные туфельки", написанную в 1882 году, совсем недавно продали на "Сотби" за 3,9 миллиона евро. Никогда прежде за финские полотна таких денег не платили.

Тяжелая травма бедра в детстве ограничила движения, но наградила Хелене Шьерфбек терпением и зорким взглядом художника. Ранняя смерть отца от туберкулеза осложнила учебу и сломала женскую судьбу: мать жениха решила, что хромота Хелене – следствие туберкулеза и расстроила уже намеченную свадьбу. Выбора Шьерфбек не осталось, и она с головой ушла в живопись. Современники считали, что она берется за мужские темы, и не относились к этому одобрительно, художественные критики обнаруживают в ее творчестве разные этапы – от академического реализма до модернизма и экспрессионизма. А зрители просто не могут оторвать взор от ее картин.

Туве Янссон: Муми-тролль овладел планетой

Вероятно, это коммерческая тайна, но уверяют, что доходы от продажи сувениров с изображениями муми-троллей, вполне можно сравнить с налоговыми отчислениями корпорации Нокиа. Прибавьте к этому миллионы экземпляров книг на десятках языков мира и вы поймете: президент Финляндии Тарья Халонен ни чуточки не преувеличила, когда утешала близких в день похорон Туве Янссон: "Творчество Туве Янссон – самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы и Сибелиуса". В этот день горевала вся страна – в Финляндии был объявлен национальный траур.

Фото: Per Olov Jansson/ Moomin Chars.
Фото: Per Olov Jansson/ Moomin Chars.

В писатели Туве Марика Янссон не готовилась. Она выросла в семье художницы и скульптора, училась искусству в Стокгольме, Флоренции и Париже, неоднократно выставлялась, много работала для театра, иллюстрировала книги и выполняла настенные росписи. Но – вот ирония судьбы! – из всех ее живописных работ нам лучше всего известен рисунок, намалеванный юной Туве Янссон на стене сарая. Маленькое грустное существо, похожее на бегемотика, потянуло за собой другие персонажи и истории о них. Впервые их издали в 1945 году, и с тех самых пор муми-тролли поистине покорили планету. Тиражи книг Туве Янссон не поддаются подсчету: одна только "Шляпа волшебника" была переведена на 34 языка, включая японский, тайский и фарси.

Сегодня рисунки Туве Янссон можно обнаружить на сотнях товаров: на пододеяльниках и чашках, на детских мячиках и коробках для крупы. А бронзовый муми-тролль упирается хвостом в постамент перед музеем "Долина муми-троллей" в Тампере. Если это не памятник Туве Янссон, тогда что же?

Оригинал здесь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments