Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote in feminism_ua,
Лилит Мазикина
gipsylilya
feminism_ua

Categories:

Цыганское женское движение, пост I

Где-то обсуждалось, чем в США "чёрное женское движение" отличался от "белого женского движения". Я думаю, многие воспринимают это именно как какой-то "нездешний" опыт, и в России / Украине, будто бы, такое нежизненно. По крайней мере, большинство знакомых мне русских, как я заметила, воспринимают Россию как нечто монорасовое и потому с ними де-факто невозможно обсуждать расизм НЕ по отношению к "гастарбайтерам".

Но я свидетельствую, тут и везде: у нас это есть, и опыт "чёрного женского движения" в России отличается от опыта "белого женского движения".

Быть женщиной и цыганкой в России или Украине - это иметь проблемы втройне. Не вдвойне, повторюсь, а втройне.

1) Проблема от восприятия тебя как представителя цыганского народа вне цыганского народа.
2) Проблема от восприятия тебя как женщины вне цыганского общества.
3) Проблема от восприятия тебя как женщины внутри цыганского общества.

Как и в случае "чёрного женского движения" в Америке, цыганки не спешат рвать с семьёй, поскольку это усиливает первую проблему - они получают все минусы бытия цыганкой (часть идентичности, от которой они не собираются отказываться, поскольку имеют на неё все права; о боже, даже те, кто настроен к цыганам дружелюбно, ТРЕБУЮТ от нас соответствия своим специальным позитивным стереотипам и при любой заявке на нежелание в них вписываться становятся агрессивными и начинают ЗАПРЕЩАТЬ нам или не соответствовать, или быть цыганками!) - и при этом отнимаются все плюсы бытия цыганкой - мощная поддержка семьи при давлении на женщину "снаружи". Кроме того, резкий разрыв с цыганским сообществом лишает возможности помогать тем, кто остался внутри него, не может выйти из него и очень нуждается в помощи (прежде всего, детям). Нет смысла просить о помощи внешнее общество в "вытаскивании" этих детей - ЕМУ ВСЁ РАВНО, вы цыгане, решайте сами всё.

Поэтому зачастую активные женщины-цыганки вынуждены объясняться с позиций патриархальности, аппелируя к её постулатам: "КОНЕЧНО, я занимаюсь проблемами женщин и детей, это ПРАВИЛЬНО, ведь я ЦЫГАНКА, не мужчине же этим заниматься" (последняя часть уводит внимание от факта "излишней" активности как такового, поскольку мужчина сразу перескакивает на это утверждение и соглашается, автоматически соглашаясь и с деятельностью цыганки). Другими словами, нам приходится прибегать к старой доброй патриархальной манипуляции, чтобы действовать в своих интересах.

Проблемы вызывает и наше образование. Нет, само образование в городе не проблема - это даже престижно, невесты с "вышкой" ценятся. Но от нас ожидается, что мы будем иметь "полезное" для семьи - экономическое, педагогическое, медицинское образование. Собственно, это был когда-то наш, женский, шаг вперёд - убедить отпускать девочек в ВУЗы, потому что они могут получать полезное для семьи и сообщества образование. Когда же речь заходит об образовании юридическом, инженерном и т.п., начинаются проблемы.

А если ты из бедной семьи? - какое образование? - какая культурная жизнь? - а бедных всё больше...

И пока мы пытаемся справиться со всеми своими проблемами, белые феминистки среднего класса пеняют нам, что мы недостаточно решительны, недостаточно порывисты и многое другое. Таким образом, мы имеем ещё проблему: отталкивание руки тем, кто должен бы эту руку по-сестринки поддержать; неприятие тем, от кого ждёшь поддержки, да ещё и зачастую подкреплённое расистским: "вы просто обезьяны, вы же сами этого хотите" - как будто какая-либо женщина хочет, чтобы её избивали и могли отнять у неё детей, заставляли рожать, когда она хочет рисовать картины... Особенно это прибивает слышать от тех, что жалеют далёких африканских женщин, которые, по сути, те же "обезьяны", что и мы - просто далеко. Напоминает ситуацию из книжки, кажется, про Полиану, когда какие-то тётушки готовы были собирать деньги на помощь бедным африканским малюткам, но отказались спасать живущего рядом нищего мальчика.

П,С, Естественно, не стесняйтесь игнорировать пост и попытку рассказать об опыте цыганского женского движения. И тем более обесценивать такой опыт. Только вы знаете, что по-настоящему надо обсудить.
Tags: Россия, Украина, дискриминация, национализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 108 comments