Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote in feminism_ua,
Лилит Мазикина
gipsylilya
feminism_ua

Categories:

Цыганское женское движение. Елена Константинова

Про неё не только отдельная статья, но есть упоминания и в другой статье.


«Джювликано Романо Конгрессо» — организация цыганских женщин России

Наш журнал попросил Елену Константинову, председателя «Джювликано Романо Конгрессо», рассказать историю своей организации.

Волгоградская областная общественная организация по защите прав цыганских женщин России, «Джювликано Романо Конгресcо», была создана 6 апреля 2004 года и зарегистрирована 7 июня 2004 года.

За неимением своего сайта мы не могли оповестить весь мир, что в России есть первая, и пока единственная, женская цыганская правозащитная организация. Теперь такая возможность появилась благодаря журналу «Романы Культуры и Джиипэн».

В 2004 году в апреле на сходку цыганских женщин собрались 10 женщин, из Урюпинска, Ленинска и Волжского. Собрала я их для того, чтобы посоветоваться и открыть свою женскую романскую организацию. 5апреля 2004 г., на общем собрании меня (Константинову Елену Николаевну) выбрали председателем, 6 апреля 2004 г. мы подали документы в Отдел юстиции по Волгоградской обл. и г. Волгограда для регистрации романской женской организации.

Меня выбрали из-за того, что у меня опыт общественной работы с 1989 года. Ещё в тот год я собрала и организовала волгоградский цыганский ансамбль «Ромалэ», и руководила ансамблем до 1995 года. Затем я передала руководство ансамбля молодому музыканту, цыгану Петру Бурлуцкому. Работали все 15 человек в ансамбле только на слух, так как музыкального образования ни у кого не было. В коллективе, который я собрала, были всё молодые пары, я была старше всех и опыт жизненный был у меня больше. Репетировали где придется: на улице, во дворе, на квартире. Чтобы снять эту проблему, я решила обратиться в наш городской Дворец Культуры, к директору ДК ВГС. Он нам не отказал и выделил комнату для репетиций. Мы стали работать — на одном энтузиазме! Репетировали по 12 часов в день.

Вскоре о нас стала знать вся область и, можно сказать, вся Россия, наши записи переходили из рук в руки. Мы 3-раза завоевывали звания народного. В 1999 году мы ездили на фестиваль в Москву на Поклонную Гору, выбирали уже в Москве на месте. Для нас это событие было великой радостью.

В 1999 году у нас в Волгограде была создана МОО «Ассоциация цыган», и наш коллектив пригласили на первое собрание. Там мы встретились с Надеждой Георгиевной Деметр из Москвы, Александром Тороховым из Екатеринбурга и многими другими уважаемыми представителями цыганской интеллигенции.

Петру Бурлуцкому предложили возглавить филиал в нашем г. Волжском, но он отказался. Предлагали и многим уважаемым романским мужчинам, но они, не зная, что и как, боясь ответственности, просто не согласились.

В 2002 г в сентябре возникли причины, по которым я и моя семья ушли из ансамбля. Петр решил ансамбль усовершенствовать и поменять работу — поменять направленность ансамбля с цыганского фольклора на поп-музыку для ресторанов. Отсюда и пошло наше разногласие. Я проработала в коллективе 13 лет…

20 сентября 2006 года меня вызвал к себе в Волгоград президент МОО «Ассоциации цыган». Прямо сказали, чтобы я привезла свои документы. Меня выбрали председателем филиала г. Волжского!

Конечно, я удивилась! Но не отказалась, так как общественная работа, руководство с людами для меня были знакомы по моей предыдущей работе.

Первым делом я переписала все романские семьи вверенной мне территории, организовала для цыганских детей первую в истории нашего города ёлку с подарками. Подарки нам выдали в соц. Защите, 120. Остальные 200 штук я организовала сама. Праздник получился исключительный, с концертом, с детским спектаклем. Для детей которые никогда не видали этого всего, это было настоящей детской радостью! Стала проводить международный день цыган, который отмечается 8 апреля, и многое другое. Вот так я начала свою работу.

В 2003 г. меня поставили вице-президентом МОО «Ассоциации цыган» по Южному федеральному округу. Я стала выезжать на семинары, на конференции, романские съезды, в Москву, а затем и по всей России. Я узнала прекрасных людей из ЕЦПЦ, в лице госпожи Димитрины Петровой и Леонида Райхмана. которые приезжали в Волгоград и Волжский в 2003 г. и поставили меня координатором от Европейского Центра по Правам Цыган в Южном федеральном округе России.

Чем чаще я выезжала по всем регионам и областям России, тем больше убеждалась, что нам нужно поднять цыганских женщин, организовать их, собрать в единую организацию, создать сеть цыганских женских правозащитных организаций. в городах России, СНГ ,и Балтии, для более глубокой работы в Ромском обществе. Поднять и защищать самих себя изнутри, показать образ, отличный от стереотипного, российскому народу. Важной проблемой оказалось образование цыганских женщин, девушек и девочек.

Женщины и дети — самая уязвимая часть цыганского народа, кроме всего прочего, они безграмотны. Разъяснение каждой цыганской женщине её прав, ликвидация всех форм дискриминации в отношении женщины — очень важная задача, так как полное развитие нашего народа, как и любого другого, и это универсальное историческое правило, требует максимального участия женщин. Женщины — основные носители и хранители культуры, именно они передают её будущим поколениям. Женщины имеют наибольшее влияние на детей, значение материнского воспитательного фактора просто неоценимо! Известно, что чем выше уровень культурного и образовательного статуса женщины, тем выше уровень и у её детей. Поэтому, для благосостояния и культурного развития нашего народа просто необходимы понимание истинной ценности и поднятие статуса женщины в семье, обеспечение социальных, экономических и прочих прав женщин. Образование женщин и детей — это самый настоящий вклад в будущее народа, который всегда возвращается с процентами.

На данное время цыганский народ — самая отсталая этногруппа в Европе, и это больше всего видно на примере женщин. Многие романские женщины России даже не знают о том, что мировое сообщество занимается проблемами женщин, и когда мы им стали рассказывать на семинарах, что вот есть такие организации, как ООН, они слушали с большим вниманием, и были весьма удивлены, что в 1946 г. (60 лет назад!!!) был учрежден орган, чья цель следить за положением женщин и содействовать развитию их прав, 18 декабря 1979 г. была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и она вступила в силу как международный договор к 10й годовщине конвенции. Почти сто государств выразили свое согласие соблюдать ее положение, но, несмотря на все усилия всего мирового сообщества.

Помимо женщин, необходимо развитие детей, обспечение их образованием, школьным и дошкольным, наравне с семейным воспитанием.

Для решения всех этих проблем и создана наша организация.

В 2005 г., с 1.06 по 5 .06, у нас в г. Волжском прошел первый женский правозащитный семинар. Приехали цыганские женщины со всей России, СНГ и Балтии. Тренерами были сотрудники ЕЦПЦ Ларри Оломофи, Азам Байбурди, Ольга Чащихина и Ольга Демьян, как наблюдатель, из Англии — Ники Торуод .Это были не только семинары, а как бы съезд романских женщин. Было все необычно и очень интересно, мы общались и засиживались в актовом зале до 2-х ночи. Говорили обо всем. Везде у цыганского народа одна и та же проблема — самый низкий уровень жизни, безграмотность, в том числе юридическая, нищета, дискриминация по национальному признаку. 90% романских женщин и девушек безграмотны, много романских женщин, осуждённых лишь по национальному признаку, и их дети скитаются где попало, пополняя ряды беспризорников, или оказываются в детдомах, не имея шансов на усыновления из-за своей цыганской внешности. Нашей организации была поставлена цель: выяснить, сколько романских женщин и девушек находятся в заключении. После освобождения для них закрыто общество. Могу привезти пример: в нашу организацию обращались многие цыганские женщины, прося помощи по восстановлению документов и постановке на регистрацию, но из-за судимости и национальности им чинят всякие препятствия. Мы ходатайствовали за получение паспорта целый год!

Многие женщины обращаются к нам в организацию, прося помощи в устройстве на работу, и тут для них препятствие — у них нет должного образования и поэтому нет хорошо оплачиваемой работы, многие после применённого над ними насилия практически живут на улице, так как потеряна семья, и мы не можем помочь женщинам адаптироваться после перенесенного стресса, спрятать, укрыть, оказать медицинскую помощь, юридическую поддержку на какое-то время, так как нет реабилитационных центров для женщин. Многие престарелые женщины не могут годами оформить пенсию. Если цыганки обращаются в больницы, мед. персонал преднамеренно, зная что, они юридически безграмотны, отказывают в социальных льготах. И ведь все эти женщины — равноправные (увы, на бумаге!) гражданки России!

Мы, цыганские женщины России, призываем Российское Правительство обратить внимание на эту проблему, вставшую острее некуда. Лично я, как романская женщина, хотела бы задать такой вопрос уважаемому господину президенту: куда делся указ 1956 года о цыганах, который требует давать квартиры, устраивать на работу, помогать многодетным семьям, и обеспечивать обязательное образование для цыганских детей. Почему не соблюдаются права граждан России цыганской национальности? До каких пор к нам будут относиться как, к изгоям в обществе, по национальному признаку, по цвету кожи, выставлять поголовно преступниками, убивать наших людей только из-за того, что им негде жить, как в апреле 2006 года? Без официальной программы и личного вмешательства российского президента, я думаю, проблему не решить.

Что касается движения цыганских женщин России, то оно только начинается, и мы будем стараться достигнуть достойного будущего для наших детей и внуков.

Наш адрес : 404130 Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Чайковского, дом. 2/44.

Факс: 8 (8443) 34-13-34.

Телефон: 8 (8443) 34-13-34.

Email: kongressrom1@rambler.ru

Из записи какого-то радиоэфира:

«Нет образования — нет хорошей работы, нет образования – нарушаются права человека, которых он просто не знает. Чиновники, хоть в собесе, хоть в гороно… придешь к ним, а они: «Вот, ваши цыгане!» Я понимаю, что они — мои цыгане, но вы войдите и в мое положение. Конечно, поэтому у нас женщины побираются ходят, дети ходят с ними. Потому что взрослому человеку, бывает, не дадут, а ребенку дадут. Но этот ребенок не купит себе конфеты или шоколадку, он отдаст всё матери и они купят домой покушать.»

«Девочка когда рождается её не так в семье любят, как мальчика, потому что женщина у нас — самая труженица. Девочку учат, чтобы она умела смотреть за своими детьми. Как и у всех национальностей — уборка, готовка, варка. Чтобы всё она знала. У нас двенадцатилетние девочки с маленькими братиками-сестричками сидят, а их может быть и шесть, и семь, а то и восемь. Она за ними и убирает, она им стирает и варит, пока не придет мать и не принесет кусок хлеба. У нас очень рано девочки становятся взрослыми.»

Девушка с парнем друг друга вообще не знают, они увидели друг друга, когда он зашел в дом её сватать. Просто услышал, что у таких-то цыган, есть такая-то девушка — красивая, хорошая, хозяйственная. В первую очередь спрашивают: «А что она умеет делать?» — «Убирать, готовить, она очень хорошая хозяюшка, самостоятельная, негулящая».
...

Многие из цыган с ранними браками не согласны. Вот и Елена Константинова своих дочерей выдала замуж в 21 год. Чтобы на деле помочь цыганским женщинам и детям, 2 года назад она возглавила правозащитную организацию «Конгресс ромских женщин». Однако, некоторые молодые цыгане, предпочитают обходиться собственными силами — идут наперекор родителям и поступают по велению сердца:

«Бывает, живут на одной улице мальчик и девочка, а те родители с этими родниться не хотят. Может, поругались когда-то, либо что-то сделалось между ними, и не хотят они выдавать свою дочь замуж за этого парня. А молодые-то друг друга любят! Вот она берет и с этим парнем убегает. Но очень редко, чтобы парень с девушкой спали до свадьбы. Это считается стыдно. У нас до сих пор на свадьбе свидетельствуют, что невеста — девушка. Если раньше показывали простынь, то сейчас берут блюдо большое, кладут туда еще розы красные и ленточки раздают.»

* Жирным шрифтом выделен абзац, иллюстрирующий сказанное мной в первом посте.

П,С, Естественно, не стесняйтесь игнорировать пост и попытку рассказать об опыте цыганского женского движения. И тем более обесценивать такой опыт. Только вы знаете, что по-настоящему надо обсудить.

Tags: патриархат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments